Методист и продюсер образовательных программ
· 24.04 · ред.Люди хотят учиться офлайн
Ещё несколько лет назад я был одним из энтузиастов онлайн-образования и всячески топил за индивидуальные образовательные траектории.
Казалось бы, всё классно и просто. Взрослые люди рационально подходят к своему образованию и сами понимают, какие навыки у них развиты, а что необходимо подтянуть. Они выбирают нужную программу на основании рефлексии своего опыта и формируют осмысленный запрос. Кажется, что я и сейчас верю в это, всё вполне логично и стройно.
Но в то же время я понимаю, что люди - это не вычислительные машины и не бесстрастные рациональные агенты. Нам хочется общаться и быть в среде единомышленников. Именно благодаря нашей социальности мы властвуем над всей нашей планетой, пилим ИИ и исследуем космос.
Всё это не было бы возможно без обмена идеями между людьми. И хорошее обучение обязательно включает в себя этот обмен. Причём не только между аудиторией и преподавателем, но и между самими учащимися.
Множественные взаимосвязи - формальные и неформальные, групповые и индивидуальные, личные и деловые, и создают эффект взаимного опыления. В онлайне это всё достаточно трудно реализовать. Даже среди крупных игроков пока мало кто может похвастаться той же мерой вовлечения, что возможна в офлайне.
Сейчас я понимаю, что офлайн обучение - это своего рода люксовый продукт, который со временем станет всё менее массовым. Привычная система передачи знания от учителя к ученику, которая с нами со времён пифагорейцев, сейчас становится доступной лишь немногим. Но это лишь подчёркивает её ценность.
Онлайн-образование, как я вижу, постепенно снижает планку качества в угоду продуктовым метрикам и показателям перформанса. Чтобы снижать отток образователи идут на значительное упрощение контента. В итоге учащийся получает иллюзию обучения, которая лишь щекочет его лимбическую систему, поощряя купить ещё один курс в записи.
А потом этот учащийся приходит на собес и всерьёз говорит, что ИТ-продукт - это как эклерчик, фронтенд - это тесто и посыпка, а бэкенд - это крем, который внутри. Человек узнал это на онлайн-курсах "с нуля до уровня PRO в рассрочку".
Не люблю прогнозировать, но мне кажется, что скоро онлайн-программы, рассчитанные на массового потребителя, станут неким фастфудом в мире образования. Но посмотрим, как будет на деле.
Что думаете? Обкашляем этот вопросик?)
14 комментов
· 25.04
Я преподаю онлайн и офлайн и много учусь сама.
Вот что заметила:
-
оффлайн это новый лакшери;
-
энергетика спикера, поле, которое он формирует, сильно влияет на качество усвоения материала.
-
в оффлайне слушателю легче втянуться в поле и буквально построить в голове новую структуру знаний.
-
после оффлайна все слушатели с моих тренингов выходят заряженными и начинают действовать.
В онлайне все эти эффекты сглаживаются. После онлайна ставят галочку «поизучать еще».
ответить
коммент удалён
· 25.04
Лилия, спасибо за ваш опыт! Да, в онлайне передать энергетику сложнее, а уж в записи это и вовсе невозможно
ответить
ответ удалён
· 24.04
Минус обучения онлайн, по моему опыту, еще и в том, что онлайн-школы записывают лекции, и потом эти материалы используются очень долго, даже если информация в них уже абсолютно не соответствует нынешним реалиям. Плюс не получаешь тех эмоций и живого обмена опытом, как это происходит в офлайне. В конечном итоге после обучения выходишь, действительно, как будто бы забежал в фастфуд, в то время как наше обучение в Икре я могу сравнить с ужином в мишленовском ресторане — каждый раз не знаешь, что тебя ждет, но каждый раз уходишь в восторге с кучей знаний и эмоций 🔥
ответить
коммент удалён
· 24.04
Было забавно, когда только начинали все работать в онлайне и не освоили функционал зума и других платформ, было так, что во время выступления спикера в этот же момент кто-то кашлял, разговаривал или болтал ложкой в чашке) и всегда говорили "коллеги, у кого микрофон")
Благо, что все относительно быстро это исправили, но наверное где-то и до сих пор так)
ответить
ответ удалён
· 24.04
А если вебинары онлайн, а не в записи, то чаще всего презентации спикеров собраны на коленке с кучей опечаток и все это тоже за очень даже современные деньги
ответить
ответ удалён
· 24.04
Аня, да, вот про использование старых материалов - это важный момент.
Я видел, что за вполне себе современные деньги продают видеозаписи 2015 года, и это темы, в которых регулярное обновление информации играет существенную роль
ответить
ответ удалён
· 24.04
Плюсую за офлайн Кейс из b2b: сталкиваюсь с тем, что многие иб специалисты или слишком хардскиловые лпр не понимаю ценность собирать людей в одной точке. Как объяснить ценность оффлайна лпрам домоседам?
ответить
коммент удалён
· 24.04
Собрать данные нам хорошо помогают фокус-группы, которые мы проводим перед запуском учебных программ.
Респонденты дают много интересной информации, которая важна команде для последующего проектирования
ответить
ответ удалён
· 24.04
Екатерина, интересный вопрос. Онлайн по-прежнему привлекателен тем, что можно подключиться к лекции или посмотреть видеоурок прямо со своего рабочего места или из дома. При этом не нужно никуда ехать, готовиться и испытывать социальные переживания. Для многих людей это гораздо комфортнее, чем очные встречи, и это у онлайна не отнять.
С другой стороны, если есть возможность подтвердить эффективность офлайн-встреч реальными данными, то руководители, вероятно, будут принимать решения в пользу очных встреч.
Мне кажется занятным тот факт, что сейчас мнения разделились как по поводу удалённой работы, так и по поводу корпоративного онлайн-обучения.
Мне кажется, что самой дискуссии не могло бы возникнуть, будь онлайн-формат настолько беспроигрышным, как его видели энтузиасты в самом начале)
ответить
ответ удалён
· 24.04
Читаю и соглашаюсь с вашими мыслями. Переизбыток инфопродуктов как-то обесценил онлайн-образование (для меня так точно). Прежде, чем купить, нужно еще выяснить уровень этого продукта и его ценность по факту. Я стала ценить наставников и практикующих специалистов, который могут обучить, еще больше, чем раньше.
ответить
коммент удалён
· 24.04
Очно или онлайн - примерно равноценно по пользе, больше значимо личное участие наставника в моем обучении и результате этого обучения.
ответить
ответ удалён
· 24.04
Виктория, спасибо, что поделились! В процессе работы с наставником важно ли для вас очное общение? Или всё же онлайн пока в приоритете?
ответить
ответ удалён
· 05.06
Онлайн образование это образование для бедняков :(
ответить
коммент удалён
· 05.06
Да, к этому всё и идёт... Скоро нормально учиться по классической модели, когда знания напрямую передаются от учителя к ученику, станет привилегией для элит.
А народ будет довольствоваться «образовательным фастфудом» в виде курсов в рассрочку
ответить
ответ удалён