Размышляя над проблемами онлайн-образования, понял, что полностью асинхронным обучение быть не должно.

Если учащийся остаётся наедине с материалом, при этом никак не пересекаясь с преподавателями и другими участниками курса, это не может в полной мере называться обучением.

Есть задачи, которые можно закрывать полностью автоматизированными асинхронными решениями — микро-курсами, лонгридами или серией роликов. Например, так можно проинформировать команду о новых правилах переписки в рабочих чатах. Или ознакомить с новым перечнем товаров в интернет-магазине. Задача тут — просто донести до людей какую-то информацию. Им не нужен никакой особый навык. Иногда это и вовсе не то, что можно как-либо применить, достаточно просто знать. Это информирование.

Но информирование не равно обучение. Когда человеку необходимо освоить новые умения, асинхронный формат ему мало чем поможет. Максимум — получить вводную информацию о том, с чего начать. Далее человек должен идти и решать задачи на эту тему. Причём если он это будет делать один, результаты будут не такими хорошими, как если бы он делал это в составе учебной группы.

Социальное взаимодействие в процессе обучение — это важная составляющая, которую необходимо учитывать. Люди не учатся в вакууме, они учатся только в социальной среде, получая социальное подкрепление и возможность обсудить материал или поделиться результатами.

Именно поэтому мы можем наблюдать довольно низкий образовательный результат в проектах, где учащийся сам выбирает интенсивность обучения и свой индивидуальный график, по которому он учится наедине с ноутбуком. Такие программы проще продать, но они очень редко приносят реальный эффект. К тому же, их не так часто вообще проходят до конца. Обычно такие истории про то, что человек импульсивно покупает курс, вдохновившись классным обещанием маркетологов, а потом курс годами лежит и вызывает чувство вины.

Если у вас есть один или несколько таких брошенных курсов, то это не вы плохие :) Скорее всего, это плохой образовательный продукт, который продают хорошие маркетологи. У меня такие курсы тоже есть)

Но даже если заставить себя их пройти, вряд ли они дадут нам навыки. А в обучении взрослых это главное. Мы ничему не учимся, просто слушая лекцию или читая текст. Только на практике, причём регулярно повторяющейся и осознанной.

Преподаватели, кураторы и группа здесь играют очень важную роль. Преподаватели помогают отрефлексировать полученный опыт и дают позитивную ролевую модель. Кураторы обеспечивают поддержку и помогают учащимся сориентироваться. А работая в группе, человек может видеть и другие способы решения учебной задачи.

Часто группа, состоящая из людей с интересным разнообразным бэкграундом, может приходить к очень нестандартным решениям. Каждый участник по отдельности бы вряд ли пришёл к этому решению сам — он бы просто не догадался, поскольку живёт и мыслит внутри рамок своего пережитого опыта.

Безусловно, существуют люди, которые способны учиться самостоятельно, опираясь на свою мотивацию и волю. Для них и не нужно в целом ничего искусственно моделировать и никуда их направлять, они сами способны найти информацию. Так учатся профи в своей доменной области, которые изучают новое направление и способны перенести уже знакомые принципы на изучаемую область. Так могут учиться люди, обладающие сильной мотивацией к получению тех или иных знаний. Так человек, оказавшись в чужой стране, быстро научится объясняться.

Но мы должны понимать, что таких людей и ситуаций всё же меньшинство. В общей массе это скорее погрешность измерения, нежели тренд. И эти ребята точно не главная целевая аудитория онлайн-курсов. Основная же ЦА учится по вполне классической модели, основу которой заложили ещё пифагорейцы.

Что думаете? Учитесь асинхронно? Довольны ли результатами?

Размышляя над проблемами онлайн-образования, понял, что полностью асинхронным обучение быть не должно | Сетка — социальная сеть от hh.ru