Илья Набоких
Дизайнер и продюсер образовательных программ · 13.06 · ред.
Замечаем с коллегами, что у многих специалистов, которые приходят учиться, есть некое «посттравматическое» школьное восприятие образовательного процесса.
Это конечно не проговаривается вслух и вряд ли даже осознаётся, но смысл в том, что нормальный ученик должен всё понимать и не задавать глупых вопросов. Иначе это плохой ученик. Это очень неприятная штука, которую можно наблюдать даже у очень образованных людей.
К сожалению, люди усваивают школьную парадигму обучения, в которой вызывают к доске, ставят двойки, спрашивают про забытую голову и могут осмеять перед всем классом, если ученик задал вопрос. Более того, люди бессознательно ставят перед собой те же цели, что и в школе — ответить правильно или отмалчиваться, если не знаешь ответ, не высовываться, вызубрить материал, чтобы ответить на экзамене, а не чтобы хорошо его понять и уметь применять на практике.
У таких студентов очень сильный страх перед групповой работой, они очень боятся, что их сочтут глупыми, некомпетентными и т.д. Часто их нужно раскачивать и давать много поддержки, чтобы они перестали бояться. Часто приходится работать с сопротивлением. Иногда даже агрессия бывает.
Получается такая дурацкая штука: человек приходит обучаться, но как будто бы считает, что должен уже знать всё необходимое. Ну ведь так не бывает. Мы же и идём учиться для того, чтобы в безопасной обстановке позволить себе быть неопытными, задавать вопросы, хоть и глупые, быть в позиции незнания.
Без этого невозможно обучение. Соответственно, организаторы и преподаватели должны создать такую среду, в которой можно без страха высказывать мнения, не бояться ошибок и оперативно получать обратную связь. Что думаете?
Тебиев Герман
· 13.06
Думаю, что просто создания такой среды недостаточно, нужна и ещё активная её демонстрация, наглядная обкатка. Нужно показать нормальность и даже желательность совершения ошибок, ведь это всё ведёт вперёд на пути к хорошо закрепившимся знаниям.
Можно намеренно ляпнуть какую-нибудь нелепость, чтобы показать, что и самый авторитетный здесь человек, преподаватель, тоже вполне человечен, а значит и ученики могут быть такими.
ответить
Илья Набоких
13.06
Да! Именно так, на собственном примере и подчёркивая саму необходимость ошибаться, чтобы учиться. Это очень важно
ответить
еще контент автора
еще контент автора
Илья Набоких
Дизайнер и продюсер образовательных программ · 13.06 · ред.
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи