Незримые подвиги.

Пару дней назад на ресурсах Роскосмоса мы могли наблюдать стыковку пилотируемого корабля «Союз МС-25» с модулем «Причал» российского сегмента МКС. Это уже 175-й полёт кораблей семейства «Союз». Решение назвать космический корабль «кораблём» было принято в 1960 году после запуска аппарата 1-КП – первого прототипа корабля-спутника «Восток» для полёта человека в космос. 56 лет назад 27 марта не стало Юрия Алексеевича Гагарина, совершившего первый в мире полёт в космос. Его подвиг навсегда запечатлён в истории. Для свершения этого мирового события работала огромная команда лучших инженеров, учёных и специалистов под руководством Сергея Павловича Королёва. Требовались совершенно новые аппаратные решения и системы управления этими сложными космическими агрегатами.

Ракета-носитель «Восток» создавалась на базе ракеты Р-7, которая стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой, прошедшей успешные испытания. Автономная система управления ракеты-носителя включала в себя автомат угловой стабилизации, систему нормальной стабилизации, систему боковой стабилизации, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков и синхронизации уровней компонентов, а также автомат управления дальностью. Разработки автономных систем управления велись под руководством главного конструктора Николая Пилюгина, а создание радиотехнических систем – главного конструктора Михаила Рязанского.

Одним из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами является близкий соратник С.П. Королёва и легендарный конструктор Борис Евсеевич Черток. Первая система управления движением кораблём получила название «Чайка» и содержала два независимых контура управления: основной и резервный. Основной контур должен был обеспечить трехосную ориентацию с помощью инфракрасной вертикали и гироскопической орбиты. Корабли «Восток» не умели выполнять орбитальные манёвры, допуская лишь выполнение поворотов относительно основных осей. Резервная система ориентации содержала оптический датчик ориентации на Солнце и датчиков угловых скоростей для успокоения колебаний. Обе системы имели релейные блоки управления, которые выдавали команды на пневматические клапаны микродвигателей ориентации.

Помимо систем автоматического управления была и система ручного управления кораблём для возвращения космонавта на Землю. Для подачи питания на неё было необходимо ввести цифровой код вручную. Борис Евсеевич вспоминал это так:

Системы автоматического и ручного управления удались! Они были предельно простыми и надежными. Удивительно, что теперь столь простые и надежные системы никто предложить бы не решился. Любой эксперт в наше время скажет, что без компьютера это просто несерьезно!

Сейчас ведущие российские космические организации носят фамилии великих конструкторов. Однако, имена многих талантливых инженеров остаются незаслуженно безызвестными для широкой общественности. Молодцов Владимир Васильевич, руководитель группы общепроектной завязки корабля, писал, что идея, возникшая в чьей-то голове, немедленно становилась достоянием коллектива или результатом «коллективного разума». Никто и не думал оформлять индивидуальные или коллективные заявки на эти изобретения.

repost

220

input message

напишите коммент

еще контент в этом сообществе

еще контент в этом соообществе

войдите, чтобы увидеть

и подписаться на интересных профи

в приложении больше возможностей

пока в веб-версии есть не всё — мы вовсю работаем над ней

сетка — cоциальная сеть для нетворкинга от hh.ru

пересекайтесь с теми, кто повлияет на ваш профессиональный путь