Немного продакт
Юлия Ранн, СЕО&СРО Сетки · 17.07 · ред.
Как донести продуктовую культуру до всех в компании?
Привет! Я Юля, СЕО&СРО Сетки. Классно, что вы читаете и пишете в это сообщество - одно из первых эксклюзивных сообществ в Сетке. Решила присоединиться и порассуждать на тему продуктовой культуры.
Продуктовая культура - сложный конструкт, но давайте попробуем свести её к тезисам. Что отличает её от непродуктовой?
1. Сформулированная и оцифрованная бизнес-цель, которая каскадируется до целей отдельных подразделений и людей. Мы привыкли называть это деревом метрик.
В идеале - строить дерево метрик не продукта, а всего бизнеса. Если это е-ком со стандартной монетизацией, то на верхнем уровне дерево может повторять структуру P&L. А в P&L вносят вклад все подразделения компании, как минимум на уровне расходов. А следовательно, этот вклад можно померить, зафиксировать, а цель - оцифировать.
2. Клиентоцентричность Бизнес-цель связана с ценностью клиента, которая конвертируется в бизнес-результат.
Безусловно, все в компании должны помнить о том, что зарплату им платит конечный клиент. Но давайте пойдём дальше: у каждой задачи, которую мы делаем на рабочем месте, презентации, графика, бизнес-процесса, есть клиент.
Финансовый отчёт - это продукт. У него есть ЦА, у которой есть набор вполне конкретных запросов.
Например, у меня есть основные запросы к финансовому отчету Сетки: сколько у нас сейчас денег? какие планы по расходам? где по факту мы недотратили, а где перетратили?
Ответы на эти вопросы из отчета я должна получить быстро и просто.
У других пользователей этого отчёта есть другие вопросы, более специфические. А значит, что в отчёте для них должны быть подходящие интерфейсы.
И так стоит относиться к любой презентации, тексту, документу, которые сотрудники делают на своем рабочем месте. Конечно, "из коробки" не все умеют работать так. Поэтому мы, как потребители внутренних продуктов, тоже должны себе привить привычку транслировать запросы в формате обратной связи: "Смотри, для меня в это презентации важны три вещи..."
3. Фокус на результате, а не на процессе. Тут у меня есть лайфхак: я стараюсь брать на работу только тех людей, которые в своём резюме сформулировали результаты работы на предыдущих местах не в терминах того, что они делали, а в терминах того, что они сделали. Для продакта красный флаг, если в резюме он пишет "проводил кастдевы, управлял командой разработки, скорил фичи". Кто-кто, а продакты точно должны формулировать свои результаты так: "увеличил такую-то метрику на Х%, зарелизив такие-то штуки" или "сократил затраты бизнеса на Y рублей в месяц, оптимизировав процесс такой-то и продукт такой-то".
А на собеседовании рассказать это в формате связной истории по схеме:
- у бизнеса была проблема, она выражалась в показателях
- я сгенерировал набор гипотез по её решению
- лучше всего сработала такая гипотеза, и вот как я это понял
- я внедрил эту гипотезу и удостоверился на данных, что результат бизнеса за счет этого внедрения улучшился
Как ни странно, даже среди продактов не всегда встречаются люди, которые обладают навыком связно рассказывать истории и выстраивать причинно-следственные связи между своей деятельностью и результатами бизнеса. Но найти можно! Можно найти и в других компетенциях – в маркетинге, финансах. Главное - искать. И если вы найдёте в команду людей, которые умеют мыслить себя не сотрудниками, которые отрабатывают часы, а важными членами общей команды, приносящими пользу, то любое внедрение продуктовой культуры пойдёт гораздо проще. А если мы работаем с уже готовой командой - то нужно научить их рассказывать такие истории. Это меняет сознание людей, а затем меняется весь бизнес.
Знаю, что мир не состоит из розовых пони и радуг, и внедрение продуктовой культуры в организации - это больно и долго. Но мне интересны ваши мысли на эту тему, так что велкам обсуждать!
P.S. Картинка от нейросетки по словам «продуктовая культура» - для привлечения внимания.
Виталий Скидан
· 19.07
Со своей колокольни скажу, что тестировать легче, когда осознаешь цель и кто получит выгоду от результатов тестирования на разных уровнях. Это помогает исключить много ненужной работы, а соответственно сконцентрироваться на полезных делах
ответить
Роза Ларина
· 18.07
Буквально вчера на вебинаре слышала идею, что нужно всегда выбирать между бизнес-метриками и клиентскими метриками. То есть невозможно в моменте времени бежать и в ту, и в другую сторону, потому что между ними всегда заложен конфликт. Что думаете по этому поводу?
ответить
еще контент автора
еще контент автора
Немного продакт
Юлия Ранн, СЕО&СРО Сетки · 17.07 · ред.
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи