Почему текст — это вовсе не текст

Изучал взгляды на интерактивные лонгриды в педагогике и нашёл очень годную «теорию всего», которая может подружить и онлайн vs. оффлайн, и материалы vs. живое общение.

Пока систематизирую мысли в статью (серию статей?), поделюсь инсайтом:

<b>Текст — это не один формат контента, а два</b>

Смотрите:

🔈 Аудиокнига — это один формат контента, потому что носителем является только речь диктора.

📹 Видеолекция — это два формата контента, потому что носителями является речь диктора и видеоряд (жесты, мимика, образы на экране).

Так вот, 📝 Текст — это тоже два формата контента, потому что носителями являются письменная речь (буквы, вёрстка, списки, таблицы), а ещё наш внутренний голос, который «читает» этот текст в голове.

🧐 Большинство людей читают, мысленно «проговаривая» предложения. По сути, чтение — это аудиокнига, которую мы надиктовываем сами себе. И вот эта внутренняя интерпретация со своей интонацией, ударениями, шероховатостями, даже оговорками и является вторым форматом восприятия текста.

Почему это важно и как это применять?

Применений масса, вот самые частотные:

1️⃣ Нормативные тексты нельзя оставлять в исходном виде. Задача кодекса — максимально подробно задать рамки применения нормы. Люди так не говорят, поэтому при мысленном проговаривании такие тексты в памяти не задерживаются. Привет всем корпоративным курсам, в которых «нельзя менять текст закона» 👋🏻.

2️⃣ Тексты должны быть написаны «под речь». Книги, которые «легко читать», на самом деле написаны в манере устного рассказа — там компактные фразы, умеренная длина абзацев, мало заумных терминов и многоэтажных предложений.

В контент-маркетинге давно советуют читать свои тексты вслух (!) и выявлять громоздкие конструкции, и этот совет можно смело забирать в обучение.

3️⃣ В авторских курсах полезно «задать внутренний голос». Гипотеза, которая сейчас кажется очевидной: когда люди читают текст, они не знают, как бы его читал автор, поэтому они читают его себе сами. А если в начале курса дать аудиозапись или приветственное видео автора, именно этот голос в этой манере будет дальше «читать» текст в голове слушателя.

Например, в курсах Digital Dolina (уважаю, рекомендую) стиль текста расходится с манерой речи спикеров в видео. Возникает диссонанс: мозг наследует манеру речи автора, прикладывает её на текстовую часть — а они разные. И это становится заметно и влияет на иммерсию в контент.

🙄 Казалось бы — простая мысль про внутренний голос, описанный в педагогике в 1970-х. Но обоснованных следствий из неё довольно много, хотя это только часть «теории всего».

〰️〰️〰️

🤔 — давай быстрее статьи 🗿 — неубедительно

#elearning #edtech #медиа
Почему текст — это вовсе не текст
Изучал взгляды на интерактивные лонгриды в педагогике и нашёл очень годную «теорию всего», которая может подружить и онлайн vs. оффлайн, и материалы vs. живое общение | Сетка — новая социальная сеть от hh.ru
repost

145

input message

напишите коммент

Благодарю 🙏. Можно использую ваш пост для своей работы. Никак не могу объяснить руководителям, почему необходимо переписывать "регламентный" язык для обучения.

ответить

еще контент в этом сообществе

еще контент в этом соообществе

войдите, чтобы увидеть

и подписаться на интересных профи

в приложении больше возможностей

пока в веб-версии есть не всё — мы вовсю работаем над ней

сетка — cоциальная сеть для нетворкинга от hh.ru

пересекайтесь с теми, кто повлияет на ваш профессиональный путь