Консультант по оргразвитию в работа на себя
· 28.07Про прозрачность (часть 2)
Итак, в первой части разбирались, что такое прозрачность и насколько прозрачной стоит быть компании (https://setka.ru/channels/0190f06e-bfb2-4915-9ca6-7949a79db637). Сегодня о том, стремятся ли сотрудники к полной прозрачности и будут ли удовлетворены, работая в такой компании.
Напомню, что прозрачность в компании подразумевает открытость, доступность и достоверность информации, однако уровень прозрачности варьируется. Важно найти баланс, который устраивает как компанию, так и сотрудников.
Кажется логичным, что сотрудники станут работать лучше, имея максимальный доступ к информации: зная контекст, внутрянку и понимая логику менеджмента, они смогут принимать лучшие решения. Также кажется логичным, что сотрудники будут более удовлетворены, чувствуя, что им доверяют, раз дают доступ даже к критически важной информации.
Однако полная прозрачность, особенно в чувствительных вопросах, может вызывать как положительные, так и отрицательные реакции. Давайте разберём на примере заработной платы.
Предположим, каждому в компании доступны данные о том, сколько получают остальные, включая генерального директора, а также каждый знает о том, кто когда и в каком размере получит повышение. Рай фанатов прозрачности. Или нет?
Представьте такие ситуации. В компании, где вы работаете, открыли доступ к зарплатам и…
🔹 В команду выходит новичок с такими же компетенциями, как у вас, но на большие деньги. Вы спрашиваете руководителя, тот честно отвечает, что проблему видит, но денег на индексацию или увеличение вашей зарплаты нет, а найти подходящего сотрудника на меньшие деньги ноль шансов. Он обещает выровнять ЗП, но придётся подождать…
🔹 Вы обнаруживаете себя среди 10% самых низкооплачиваемых тимлидов. Среди ваших подчинённых трое с доходом выше вашего. Во время найма выясняете, что зарплатные ожидания кандидатов превосходят ваш текущий уровень. А вам ведь только в прошлом месяце повысили зарплату…
🔹 Вы заметили, что зарплата тимлида в 3 раза выше вашей и в 5 раз выше минимальной зарплаты в команде. Не на 30–50%, а в 3 и 5 раз. И это вы ещё не смотрели, какая ситуация в других командах…
🔹 Настроили процесс, как в Mindbox — теперь открыты все зарплаты, и запрос повышения проходит публично. Вы вешаете карточку в трелло, в которой указываете, насколько хотите увеличить зарплату и обосновываете запрос. Коллега из смежной команды накладывает вето, поясняя, какие видит стопперы и как их убрать. Вам предстоит проработать обратную связь, показать позитивный результат, и после этого вы сможете снова претендовать на увеличение ЗП по такому же процессу. Параллельно вы видите, как другие сотрудники запрашивают повышения, одни запросы также блокируются, другие — утверждаются.
Как вы себя будете ощущать и как поступите?
Вы испытаете обиду, злость, возмущение, несправедливость, зависть? ИЛИ почувствуете азарт, интерес, мотивацию, доверие?
Вы захотите выразить негодование, выяснить отношения, заблочить в ответ чужие запросы, уйти? ИЛИ решите больше вкладываться, сделать качественный рывок, более ясно показывать свой результат, чаще просить фидбэк и работать с ним, поучиться «секретам мастерства» топ-перформеров?
Насколько в такой компании вы смогли бы работать эффективно, гордиться уровнем прозрачности и результатами коллег, ощущать удовлетворение?
И наконец полная прозрачность, в том числе открытые зарплаты, — это преимущество или недостаток для сотрудников?
Нет одного верного для всех ответа. Если вам важна прозрачность, стоит выбирать компанию с таким уровнем прозрачности (или вкладываться в такой уровень прозрачности текущей компании), который вы можете выдержать, которую сами со своей стороны готовы обеспечивать и при этом ощущать себя мотивированным и довольным.
P.S. Рассказ HR BP Mindbox про магию открытых зарплат https://huntflow.ru/blog/otkrytye-zarplaty/ и видеоотзывы сотрудников https://jobs.mindbox.ru/#salaries
· 28.07
А нет такого, что все проблемы из приведенных кейсов это чисто истории непростроенной системы оценки вклада человека, пропорционально которому он должен быть вознагражден?
ответить
· 29.07
Ааа, поняла. Имхо везде, где есть оценка, будет и ощущение несправедливости. Проще, когда есть факты, с которыми не поспоришь, например, продал на сумму Х, деньги уже на расчётном счёте. Когда имеем дело с оценкой, даже если критерии кажутся понятными, это всё равно интерпретация — хорошо/плохо, мало/много, качественно/некачественно и т.п., — в лучшем случае, подкреплённая какими-то аргументами сотрудника и тех, кто оценивает его работу. Самой собой, это огромное поле для разночтений и несогласий сторон. Какая бы прозрачная система оценки не была, всё равно найдётся 1%, который будет считать результат оценки несправедливым.
Так-то и прозрачная система грейдирования может вызывать возмущение тем, как распределяются должности по приносимой ценности для компании. Скажем, почему это вклад проджекта в результат оценивают ниже, чем дизайнера.
ответить
· 29.07
Ну так вроде везде: у сообщества есть ценности и правила, если человек соответствует, то вольётся, если нет - отвалится. Я больше про ситуацию с ЗП и в моем опыте все равно все так или иначе узнают и в этом непрозрачном режиме разница ещё обиднее и несправедливее
ответить
· 28.07
Простроенная система оценки добавляет прозрачности (опять это слово!). Но есть ещё личное восприятие и готовность жить в такой системе, где стоимость твоей работы и решения насчёт неё публичны. По отзывам сотрудников того же майндбокса и их статьям видно: те, кому ок, кайфуют; те, для кого дискомфорт, не приживаются.
ответить
еще контент автора
еще контент автора
Консультант по оргразвитию в работа на себя
· 28.07войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи