Дизайнер и продюсер образовательных программ
· 01.08 · ред.Изнанка онлайн-образования и тренды, которые вижу сейчас
Довольно давно вижу постепенное угасание спроса на онлайн-курсы с нуля и прочие навыковые истории. Это обусловлено избыточным искусственно подогреваемым ростом с 2020 года. Тогда курсов стало неоправданно много и обещания быстрого старта в профессии ещё кого-то цепляли. Теперь мы видим откат.
Я наблюдаю снижение энтузиазма как у аудитории подобных курсов, так и у работодателей, которые теперь вообще не готовы рассматривать людей без опыта после курсов. Таким соискателям и раньше были не очень рады, но в силу того, что их было сильно меньше, ситуация была не так страшна.
Теперь же мы видим толпы безликих джунов с одними и теми же учебными проектами в разделе, где вообще-то обычно пишут реальный опыт работы. Это они делают по советам «экспертов по трудоустройству», консультации с которыми включены в программу курса с нуля. Раньше таких кандидатов рассматривали в последнюю очередь, а теперь опытные рекрутеры и вовсе ставят на них фильтры. То есть, выпускников курсов почти боятся. Это очень забавно, особенно если посмотреть лендинг любой онлайн-школы и увидеть, что они обещают выпускникам своих программ.
Причём и программы эти весьма низкого качества. В силу того, что нужно быстро «проверять гипотезы» и «искать узкие места», нередки случаи, что группу набирают на курс, которого ещё нет. То есть сначала продают курс, а потом садятся его делать. Кстати, если назвать это agile learning design, то звучать это будет очень productable)))
Программ таких теперь великое множество, любой российский эдтех-гигант сейчас предложит нам на выбор больше сотни направлений для «успешного быстрого старта».
Сюда же добавим необходимость в оформлении рассрочек и кредитов для того, чтобы финансово потянуть «вход в новую жизнь». Население и без того закредитовано, а в возможности этой новой жизни уже верит всё меньше людей. Банки не смотрят на то, что у человека «горят глаза» и «он с детства любил компьютеры, но так получилось, что пошёл водителем грузовика». Поэтому кредиты на обучение дают не всем.
Если школа это и берёт на себя, то там издержек немало. К слову, очень похожий рынок в «развивающихся странах» (прикольный эвфемизм) типа Индонезии и Филиппин. Туда кстати полюбили выходить наши эдтех-гиганты. Там для обеспечения своей аудитории рассрочками школы партнёрились с микрофинансовыми организациями. А когда народ переставал выплачивать долги, эти МФО приходили и требовали свои деньги у школ. Как сейчас там не знаю, но инфа забавная.
В общем, на мой взгляд, картина удручающая. У меня есть опасения, что вскоре это направление онлайн-образования вымрет или уйдёт на периферию.
В то же время я вижу повышение запроса на хобби-образование — не для того, чтобы устроиться работать, а для отдыха и расширения кругозора. Люди стали больше изучать искусство, культуру и историю разных стран. Многие стали интересоваться рукоделием и кастомизацией/переработкой безликих промышленных товаров, чтобы придать им индивидуальность (тот же апсайкл, к примеру).
Итога и вывода никакого нет, смотрим что будет. Но есть одна мысль, которая родилась на днях в разговоре с моим товарищем и коллегой.
Проблема коммерческого онлайн-образования в том, что оно полностью отошло от академического подхода, возведя во главу угла деньги и искажая понимание опыта студента. Следовательно, оно даёт невыполнимые обещания и поощряет упрощение программ. А академическое сообщество по-прежнему отрицает деньги и не терпит мысли об очеловечивании своих подходов к проектированию программ, чтобы они были более интересны и доступны абитуриентам.
И вот объединить лучшее из двух миров, постаравшись убрать при этом всё худшее — вот задача, которую нам предстоит решить.
(Уважаемые выпускники курсов, не имею цели вас задеть, демотивировать или обесценить. Понимаю вашу боль)
· 02.08
Отличный лонгрид. Лично я пошёл на Арт-менеджент онлайн в школе которая оффлайн. Так удобнее и загрузка будь здоров! Лицензия имеется и будет диплом.
ответить
· 02.08
Супер! Оффлайн я тоже люблю. Недавно отучился в ИКРЕ на крутой программе. Оффлайн-образование сейчас — это уже элитарный продукт)
ответить
· 02.08
Учился на заочке на юриста, 6 лет. К тому моменту когда заканчивал- половина кодексов обновилась. Гражданский сильно изменился.
Но нас на самом деле учили одному- научиться читать законы. Помогло, до сих пор договор и тд делаю сам.
Насчёт онлайна и трудоустройства вообще забавно. У меня есть знакомый. Он обучился на джуна по js. Он способный и готов много работать. Но его берут только во всякую фигню, что не сделает ему кейс.
И есть обратная сторона. Рынок работодателей, которые кричат, что им нужны люди.
Вот и получается, словно бы они не разных местах ищут друг друга...
ответить
· 02.08
Михаил, да, согласен с вами. Вообще всякой фигни, как кажется, сейчас стало сильно больше.
У меня где-то был скриншот из хх, на котором вакансия маркетолога в школу эзотерики и таро с вилкой от 10 до 300 тысяч, и там 1500+ откликов! Честно говоря, я был в шоке) и до сих пор меня это поражает. Столько людей, отчаявшихся настолько, что готовы продвигать какое-то откровенное надувательство.
Или открывшийся недавно в ответ на спрос серый рынок платный «стажировок», где джунам после курса просто рисуют опыт из воздуха или призывают откровенно врать в резюме. В общем, это меня и пугает, и веселит, и озадачивает одновременно...
ответить
· 01.08
Помню как-то университетские преподаватели отвечали на наш немой вопрос, «а где же практические навыки? Чему вы нас учите-то?!» Говорили, они, что главная задача университета научить нас думать и искать информацию.
Спустя более чем 10 лет я всё ещё не считаю это достаточно убедительным объяснением происходящего.🙂
ответить
· 08.11
В 2013 году закончила институт очно и платно. Менеджмент организации , информационные технологии.
Вот правда сборная солянка: философия, политология, психология, статистика, бухгалтерский учёт, высшая математика, информатика, английский, логика, право, менеджмент, экономика, делопроизводство и т.п., что уже и не помню.
С тех пор больше не платила за обучение) И пошла по принципу "есть задача - под неё ищу инфу и вникаю в тему". Многие программисты и разрабы так же делают.
А качественного онлайн-обучения можно по пальцам пересчитать в масштабе к той ситуации в стране с онлайн-курсами
ответить
· 02.08
Видимо, мне такого курса когда-то и не хватило. Не добирал бы сейчас по горсти с книжке понимания научного метода.🙂
ответить
· 01.08
Да, и в сфере информационных технологий это видно наиболее наглядно. Если не брать выпускников нескольких самых топовых ИТ-вузов, большинство потом учится заново. Либо начинают работать с 3 курса, и тогда более-менее нормально себя чувствуют после выпуска. Но это уже везение.
Но с другой стороны, задача университета и заключается в том, чтобы дать некое мета-знание, знание о том, как добывать знания)
Поэтому мне кажется целесообразным обучать студентов всех дисциплин философии. Не маленький курсик по вершкам, а прямо серьёзно. Это и критическое мышление, и необходимый навык мыслить абстрактно, и навык чтения сложных текстов, и многое другое.
Но профессиональные навыки, безусловно, должны быть актуальными
ответить
еще контент автора
еще контент автора
Дизайнер и продюсер образовательных программ
· 01.08 · ред.войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи