Илья Набоких
Дизайнер образовательных программ в Британке · 12.08
Передача ценностей ученикам — одна из основ обучения
Здорово, когда обучение сфокусировано не только на образовательном результате и коммерческой выгоде, но ещё и на передаче ценностей.
Пифагорейцы, от которых нам в общем-то и досталась основа современной образовательной системы, первые годы своего обучения были так называемыми «акусматиками», то есть, им дозволялось лишь слушать то, чему их учили. Формулировать свои суждения, мыслить и вычислять самостоятельно они на этом этапе права не имели.
Это было необходимо для того, чтобы каждый ученик в полной мере усвоил смысл и ценности учения и всё понял правильно. И мне кажется, что это идеальная основа для передачи вещей более сложных и системных, чем просто точечный навык.
Например, когда мы учили специалистов помогающих профессий навыкам психологического консультирования, нам было крайне важно передать не столько сами навыки, сколько вложить в умы и сердца студентов ценности этичного отношения к клиентам, важности каждой человеческой жизни и его свободы быть собой.
Без этого фундамента отношения к клиенту и без специальной оптики взгляда на взаимоотношения между клиентом и консультантом, было нецелесообразно дальнейшее обучение. Если мы дадим наши инструменты в руки людям, которые не понимают, что психология — это не раздача советов, критика или нравоучения, они не смогут ими воспользоваться.
Если помогающий специалист будет относиться к клиенту с осуждением, непринятием или страхом, никакой помощи он оказать не сможет. Скорее лишь навредит. Как бы ни был он хорош в техниках и приёмах консультативной беседы. Нам нужно было сперва научить специалистов эмпатии, вниманию к боли другого и состраданию, а уже потом давать им техники и формулы, по которым они будут строить реплики. Сначала ценности, потом навыки и технологии.
Такое обучение я считаю наиболее правильным и уместным, когда нам нужно подготовить специалистов, способных самостоятельно мыслить и принимать решения. Их профессиональная позиция и установки формируют тот набор инструментов, которые они используют.
Получается, что мы не даём ни рыбу, ни удочку. В некотором смысле, мы даём ссылку на документацию, в которой можно найти инфу о том, как собрать свою удочку. Но в документации этой мы честно и вдумчиво описываем все ценности, методики и нюансы, которыми владеем. Именно в этой последовательности — от ценностей и смыслов к методам и инструментам.
Елена Ломоносова
· 19.08
сердечно поддерживаю такой подход! Когда проектирую обучения, процессу формирования мета-навыков уделяю львиную долю сил😅но это невероятно полезная инвестиция в будущие результаты студентов.
Спасибо за ваш пост
ответить
Илья Набоких
26.08
Уведомления — классная штука)
ответить
еще контент автора
еще контент автора
Илья Набоких
Дизайнер образовательных программ в Британке · 12.08
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи