Продукторий
21.08
Когнитивные искажения продакта
Когнитивные искажения — это фичи в работе мозга, которые достались нам по наследству от предков. Во времена пещерных людей и саблезубых тигров выживаемость напрямую зависела от скорости принятия решений. Чей мозг лучше адаптировался — тот выжил и продолжил свою генетическую линию. Но мир сильно изменился за последние 200 лет, объемы информации и технологии подняли сложность вопросов, по которым нужно принимать решения на порядок. А мозг не умеет так быстро меняться, поэтому фичи стали багами.
Когнитивные искажения регулярно влияют на нас в обычной жизни. Я попробовал собрать те виды искажений, которые могут активно влиять на нас как на продактов.
Эффект привязки. Люди склонны делать оценочные выводы отталкиваясь от цифр, которые их окружают на старте обсуждения.
Пример: Мы же можем сделать эту задачу за 2 недели?
Искажение знания задним числом. Люди склонны считать события, которые происходили в прошлом, намного более легко предсказуемыми, чем они есть на самом деле.
Пример: Ну я же говорил, что этот эксперимент не сработает!
Фундаментальная ошибка атрибуции. Люди склонны считать, что другие люди сделали что-то плохое потому что они плохие. А если они сами это сделали, это вынужденные действия под влиянием обстоятельств.
Пример: у наших конкурентов не получилось сделать этот продукт популярным, руки кривые. А наш продукт не выстрелил, потому что были объективные причины.
Эффект иллюзорной правды. Люди склонны считать правдивыми факты, которые слышали много раз.
Пример: Пользователи не проматывают страницу сайта ниже второго экрана, это же все знают!
Эвристика доступности. Люди склонны считать правильными первые мысли, которые приходят им в голову.
Пример: Отличная идея! Это первое что приходит в голову, давайте попробуем!
Избирательность восприятия. Люди склонны легче принимать информацию, которая подтверждает их картину мира.
Пример: Вот видите, 5 респондентов из 10 сказали, что им нужна функция в продукте, которую мы уже начали разрабатывать!
Предпочтение действия. Люди склонны делать хоть какие-то действия в сложной ситуации, чем не делать ничего.
Пример: Скорость роста аудитории падает! Давайте уже хоть что-то сделаем!
Переоценка того, что уже принадлежит нам. Люди склонны считать более ценным и важным то, чем занимаются именно они.
Пример: Конечно инициативы нашей команды более важны и дадут больше ценности компании! Дайте нам больше ресурсов.
Искажение оптимизма. Люди склонны считать, что с ними все будет хорошо. Привет стартаперам!
Пример: 9 из 10 стартапов закрываются, но с нашим то всё точно будет хорошо!
Хорошие новости в том, что эти баги мышления есть у всех. Плохие новости в том, что системно бороться с ними невозможно. Знание про когнитивные искажения помогает замечать их влияние, но точно не в 100% случаях. Большую часть решений люди принимают без рационального мышления. Так смысл этим заниматься?
Если вы сейчас именно так подумали, это ещё одно искажение — склонность к черно-белому мышлению. Люди склонны считать, что есть только два простых и понятных пути: делать всегда или совсем не делать. Более сложный путь — это стараться замечать искажения и хотя бы отчасти их избегать. Удачи на сложном пути!
еще контент в этом сообществе
еще контент в этом соообществе
Продукторий
21.08
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи