Дизайнер и продюсер образовательных программ
· 26.08 · ред.Майндсеты в образовании или персонализированное обучение, основанное на ценностях.
В проектировании образовательного опыта для наших студентов сейчас используем классический компетентностный подход. Но недавно решили с коллегами обогатить его моделью майндсетов.
Что вообще такое майндсет? Это некий набор правил, ценностей и подходов, упорядочивающий мышление человека. Иными словами, это совокупность того, о чём человек думает, во что верит и что считает важным. И уже это формирует его действия. Если говорить про работу, то правильно сформированный майндсет помогает специалисту принимать верные решения, без привязки к конкретным инструментам, а скорее обращаясь к собственным убеждениям и ценностям. Это позволяет учитывать контекст, но всё равно действовать самостоятельно, быть самоходным и мыслить системно.
Здесь есть один очень существенный нюанс. Поскольку мы работаем с взрослыми, очевидно, что человек не приходит к нам «чистым» белым листом. У каждого сотрудника сформировался его собственный майндсет, основанный на предыдущем опыте, успехах и болезненных переживаниях. Поэтому речь про то, чтобы встраивать необходимые ценности и смыслы в сформировавшийся майндсет человека, дополняя его имеющийся опыт, но не обесценивая и не разрушая его. Скорее немного пошатывая там, где требуется корректировка.
К слову, именно это меня озадачивает в работе со «взрослыми» специалистами, считающими себя экспертами в своей сфере. Им сложнее учиться новому, поскольку их майндсет плотно укомплектован. В их коробочках уложены все модельки, как Лего. И чтобы загрузить туда что-то, необходимо оттуда сперва что-то выгрузить. А это вызывает сопротивление.
Особенно ярко это замечал у психологов, которые очень верят в силу того направления, в котором они воспитаны и на котором плотно стоят. Эти теории и практики уже вошли в разряд самоочевидных, т.е. человек уже не задумывается о том, как он делает эту работу. Как опытный водитель, который рулит и свободно чувствует себя на дороге, параллельно слушает аудиокнигу, думает о своих делах и планирует отпуск. Этот навык в зоне «не знаю, как умею», человек делает это, не рефлексируя. И если какая-то практика засела у человека в этой зоне, очень сложно сделать так, чтобы он поставил её под сомнение. Но иногда это нужно.
Особенно трудно бывает работать с майндсетами узкопрофильных специалистов. Когда человек много лет выполнял очень узкий отрезок работ и считает себя в нём большим экспертом, ему очень трудно осваивать новые практики и выходить за пределы узкой специализации.
Как промежуточный итог, мы разработали матрицу майндсетов, основанных на наших исследованиях. У нас получилось 9 типов специалистов, которых мы обучаем. Сейчас о них наверное не успею рассказать, но если вам такое интересно, подумаю, как бы это описать покомпактнее и поинтереснее)
Всем хорошего начала недели!
(На фото мы, как обычно, что-то празднуем и едим)
· 26.08
Крутейший пост 🤘🏻✨ спасибо! Я недавно задумывался над тем как профессионал отличается качественно от креативного человека… очень интересно что вы об этом думаете? Я считаю что само по себе донесение этой мысли в корне меняет те самые устои которые и есть усугубляющийся профессионализм! Очень Крутая тема хочется побольше узнать об этом!
Как креативный спец могу сказать что умение выйти за рамки профессионализма - верный способ наделать ошибок)) но я рад ошибаться - я просто буду это делать быстрее всех и буду первым❤️🤘🏻
Очень интересно что вы как спец думаете! Дайте фидбэк если не трудно 🙏🏻 https://set.ki/post/Zj8Hf5s
ответить
· 27.08
Любимая цитата про два исхода из любой ситуации это всегда WIN or LEARN )) ✨
ответить
· 27.08
Алексей, спасибо большое! Тема интересная, отвечу вам в комментарии к вашей публикации)
По поводу ошибок — прозвучит странно, но я люблю их) ошибся — значит узнал что-то новое) поэтому согласен с вами, креативность, как и любое творчество делает человека уязвимым на некоторое время. Но именно эта уязвимость и обостряет восприимчивость к новому)
ответить
· 26.08
Илья, жду пост про матрицу майндсетов. Любопытно узнать, как вы находите подход к каждому типу и как обучаете.
А вообще чем выше должность, тем, как правило, сложнее переучить человека. Он же добился успехов именно с такой позицией, значит, все остальные проигрышные. Обычно это убеждение очень крепко сидит в голове.
ответить
· 26.08
Ксения, спасибо! Сделаем)
С должностью есть такое, да. Но многое также зависит и от типа личности, «открытый» у человека ум или «закрытый».
Кстати, и те и другие нужны и важны) открытые ребята часто становятся неформальными лидерами или просто востребованы, поскольку многое умеют и знают. А «закрытые» хороши в узких направлениях, требующих глубокой экспертизы
ответить
· 26.08
Нет навыка обучения, который не встроен в жизнь, поэтому сложно. А у многих его как оказалось нет и его надо приобретать. Ученик приходится учиться, а не упираться рогом. Не умея находиться в этой роли будет всё время сложно и как вы рядом не садитесь, вы в музыканты не годитесь. Установка: вы пришли сюда учиться и надеемся, что возьмете для себя что-то новое. По крайней мере с другого раскурса посмотрите на тоже самое. Хотя бы так.
ответить
· 27.08
Да! Мне тоже непонятно, как может быть не интересно новое) и как можно скучать вообще, когда вокруг столько всего
ответить
· 26.08
Я могу знать и долбить одну тему по десять раз ) не все знания ты применяешь одномоментно. Это невозможно. Нужно что-то вспомнить, например, значит пойти учиться или почитать/посмотреть материал и повторить и т.д. Просто есть слепота невнимания, ригидная психика это вот у тех, кто не хочет учиться, а с ними ещё работать сложно.
Я с опаской отношусь к людям, которые ничем толком не интересуются по жизни. Не в контексте учебы, а в целом.
Можно учиться и критиковать. Так тоже можно! Я же критикую поддержку компаний или их продажи. Почему нет? Глупо было бы не учиться в быстроменяющихся обстоятельствах.
ответить
· 26.08
Ну вот да, удивительно, но встречаю такую позицию у людей. Типа учиться надо было в школе и институте, а на работе все профессионалы. И мы будем всё критиковать, ковырять пальцем и сомневаться)
Кстати говоря, замечаю, что это демонстрирует уязвимость человека, страх оказаться незнающим, глупым, быть осмеянным. И поэтому есть те, кто просто отмалчивается, а есть те, кто упирается и даже саботирует. Чтобы учиться, приходится признать своё незнание)
ответить
· 26.08
Любопытно было бы узнать подробнее про майндсеты. А насчет "экспертов, знающих все" - в отношении таких уже появился термин "интеллектуальная гордыня". соответственно, есть и "интеллектуальное смирение"- яркий образец и трендсеттер (улыбаюсь) - Сократ с его изречением " Я знаю, что ничего не знаю"
ответить
· 26.08
С удовольствием почитал бы и обсудил. Интересно какая лежит структурная логика самих «моделей» майндсетов и то, какими инструментами вы ее «вживляете», на что опираетесь в теоретическом плане и какую эффективность показывают ваши решения на практике.
ответить
· 26.08
Никита, спасибо! Попытаюсь это как-то описать и не превратить в заунывную статью)
ответить
еще контент автора
еще контент автора
Дизайнер и продюсер образовательных программ
· 26.08 · ред.войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи