Как не надо делать стартап

Некоторое время назад я решил попробовать создать небольшой SaaS-сервис. Идея возникла после разговора с одним знакомым. Он работал в крупном магазине, который, помимо офлайн-точек, активно продавал товары через маркетплейсы. С WB компания получала около 70 отзывов в день, и обработка этих отзывов занимала значительное количество времени. Так что идея лежала на поверхности: нужна была система для автоматизации работы с отзывами.

Первая, и, по моему мнению, самая большая ошибка заключалась в том, что я довольно быстро потерял фокус на изначальной идее и начал создавать своего рода универсальный комбайн для конкретной компании.

Хотя изначально идея была простой, после обсуждений мы решили, что помимо автоматических ответов на отзывы компании нужна админка, два вида шаблонов, возможность ручной и автоматической работы с отзывами, а также интеграция с ChatGPT для генерации ответов.

Кроме того, мы решили собирать вопросы на случай, если в будущем появится возможность автоматизировать их обработку. В итоге вместо простого MVP получилась довольно сложная система.

Второй ошибкой стало то, что я начал прорабатывать сложную архитектуру. MVP можно было собрать быстро, но что, если появятся другие клиенты? Простой подход уже не подходил.

Для обработки отзывов и вопросов были добавлены очереди, база данных была выведена в кластер, создана сеть с подсетями, обеспечен доступ по VPN и многое другое. Таким образом, MVP, который можно было сделать за короткое время, превратился в полноценный сервис, потребовавший в десять раз больше времени. При этом у меня не было реальных клиентов, не было интереса со стороны других магазинов и было много конкурентов. Идеальный пример того как делать не стоит.

Итог оказался закономерным и довольно печальным: потенциальный клиент, под которого разрабатывался сервис, отказался от его использования после полутора месяцев. Большая часть функций ему не понадобилась. Клиент самостоятельно собрал прототип, который полностью удовлетворял его потребности в обработке отзывов.

Что касается моего сервиса, я сократил функционал и создал публичную версию, доступную на mpotvet.ru. Сейчас доступны автоматические ответы на отзывы с использованием шаблонов и ИИ. ChatGPT был заменён на YandexGPT, так как он не уступает по качеству в плане ответов на отзывы.

Сервис остаётся сырым и требует доработки. Я не уверен, стоит ли продолжать его развитие из-за отсутствия спроса. Я пытался искать клиентов в группах ВК и ТГ, но пока безуспешно. Крупные и средние магазины часто пользуются сервисами вроде mpstats, а для небольших продавцов мой сервис неактуален из-за малого объема отзывов.

На данный момент я планирую минимизировать затраты на сервис и дать ему шанс. Часть функционала временно отключена, но будет восстановлена в будущем, когда найду время, чтобы уменьшить затраты на инфраструктуру. Домен оплачен на год, так что, если у вас есть предложения по улучшению сервиса или вы хотите его протестировать — пишите.

Вот несколько уроков, которые я извлёк из этого опыта:

1. С первого дня необходимо искать клиентов. Нельзя разрабатывать сервис исключительно под одного клиента и выполнять все его пожелания — он может уйти, и время будет потрачено впустую.

2. Для MVP не нужны сложная архитектура, CI/CD, отказоустойчивость и масштабируемость. Всё должно быть максимально просто.

3. Разработка своего сервиса — это эмоциональные качели. Маленький успех вселяет уверенность, а небольшое поражение заставляет сомневаться в целесообразности затеи.

Надеюсь, эти выводы помогут и вам, если вы решите в какой-то момент попробовать свои силы в создании собственного продукта.

repost

79

input message

напишите коммент

· 08.11

Не совсем так. Вы просто устали. А отсутствие предполагаемого результата подкосило колени. Надо встать.

Чем Ваш сервис отличается от mpstats? Я не знаток данных сервисов, но кое-что понимаю в Вашей проблеме и задаче.

ответить

12.11

Понял. Я планировал найти пару клиентов на пробный период, прежде чем углубляться в вопрос платежей.

Рассылки у меня тоже нет, этим вопросом нужно будет заняться. Однако, видимо, документы и прием платежей должны быть в приоритете. Спасибо.

ответить

еще контент автора

еще контент автора

войдите, чтобы увидеть

и подписаться на интересных профи

в приложении больше возможностей

пока в веб-версии есть не всё — мы вовсю работаем над ней

сетка — cоциальная сеть для нетворкинга от hh.ru

пересекайтесь с теми, кто повлияет на ваш профессиональный путь