Я Начальник. Журнал руководителя
18.11
Среди десятков теорий мотивации, которые используются в управлении, мне больше всего близка та, что представлена в книге "Заряженные на результат" Н.Доши, Л.Макгрегор. Я не знаю, почему у нее такая низкая оценка на Литресе (всего 3,8). Кажется, что ее читали любители "волшебных таблеток" в поисках несуществующей кнопки у сотрудников.
Если вы найдете книгу в продаже и сможете ее прочитать, вам очень повезет (кажется, она есть в МИФе). Потому что вы сможете заняться мотивацией сотрудников не злосчастными кнутами и пряниками, а используя, во-первых, научный подход, а во-вторых, здоровый и действительно мотивирующий.
В чем суть теории. Кратко. Авторы вывели понятие абсолютной мотивации. Чтобы понять, что это такое, нужно сначала разобраться в мотивах. Есть целый спектр мотивов, по которым люди что-то делают в принципе. Эти мотивы делятся на прямые и косвенные. Прямые мотивы связаны с эффективностью напрямую, они связаны с самой работой. Косвенные же, наоборот, часто даже мешают достижению эффективности.
Прямые мотивы: Игра. Выражаясь простыми словами, это интерес к самой работе, к тому, что делает сотрудник. Цель. Этот мотив проявляется, когда ценность присваивается не эфемерной цели впереди, а результату: когда сотрудник видит, как он влияет на общий результат, как будет использован результат его труда. Реализация потенциала. Комментарии, думаю, излишни.
Косвенные мотивы: Психологическая или эмоциональная напряженность. Например, когда сотрудник что-то делает, чтобы руководитель на него не орал. Или когда молодой специалист озабочен вопросом: "Что начальник думает обо мне?" Экономические факторы. Их давление чувствуется, когда вы что-то делаете только ради денег или чтобы избежать наказания ("сделаю, а то впаяют штраф или премию не заплатят"). Инерция. Это самый противный мотив. Вот знаете этих людей, которые уже не просто выгорели, а прям даже пепел развеялся, но они ходят на работу, что-то делают, потому что так надо. По инерции. И не увольняются, потому что никак не решатся или не придумают веской причины. Так и сидят, пока их не уволят.
Прямые мотивы нужно усиливать, косвенные – снижать. Если разрабатываете систему оплаты труда, где куча KPI и штрафов, – прочитайте сначала эту книгу, пока не внедрили свою новинку.
Как пишут авторы, если вы запомните только одну вещь из этой книги, пусть будет это: Корпоративная культура, побуждающая людей работать по мотивам игры, цели и самореализации, обеспечивает самую высокую и долговременную эффективность деятельности организации.
Бонусом к книге прилагается тест. С его помощью можно оценить абсолютную мотивацию каждого сотрудника в команде, увидеть, какие мотивы движут. И принять меры.
Эту книгу мы включили в список обязательной литературы для студентов курса "Школа руководителя". Потому что она – золото. Читайте.
еще контент в этом сообществе
еще контент в этом соообществе
Я Начальник. Журнал руководителя
18.11
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи