Глава бизнес-юнита "Карьера" в HeadHunter
· 15.12 · ред.Как отличить disruptive innovations от всех остальных?
Часто слышу в околопродуктовой среде разговоры про disruptive innovation, "подрывные инновации" в переводе на русский. И очень часто термин этот употребляется неправильно, когда "дизраптом" называют любую серьезную конкурентную угрозу. На самом деле disruptive innovation – это не любые значимые инновации и тем более конкурентная угроза, а вполне конкретная рыночная ситуация: появление на рынке нового продукта, который хуже существующего по основному для рынка критерию качества, зато в каком-то смысле доступнее. Варианты доступности могут быть самые разные, например: – дешевле – проще для неспециалистов – меньше по габаритам, так что может использоваться где угодно, а не в каких-то специальных местах. Обычно при появлении на рынке такого продукта сам рынок расширяется, потому что пользователи нового продукта раньше не пользовались никаким, так как он им был недоступен. Другой тип инноваций – sustaining innovation (переводят обычно как "поддерживающие"). По сути они делают существующие продукты ещё лучше. И если у одной компании появляется технология, которая делает ее продукты существенно лучше по "традиционному" критерию качества, это может подорвать бизнес ее конкурентов, но такая инновация не называется disruptive innovation. По сути disruptive innovations "подрывают" рынок, а не просто бизнес отдельных его участников. Проиллюстрирую на примере GenAI, так как тема эта горячая. GenAI как семейство технологий приводит к появлению как sustaining, так и disruptive innovations, смотря о каком рынке идёт речь. – Когда в начале поисковой выдачи Яндекса появляется короткий ответ от Нейро, это инновация типа sustaining: поиск стал лучше (можно сразу найти ответ на свой вопрос, не переходя даже по пяти первым ссылкам), при этом аудитория пользователей не изменилась, продукт не стал доступнее – Когда появляется возможность по текстовому описанию сгенерировать иллюстрацию, это инновация типа disruptive для рынка иллюстраций. Раньше их могли рисовать только специально обученные люди, которых надо было для этой задачи найти, а теперь кто угодно справится с созданием иллюстрации за несколько минут, хотя она и может оказаться похуже. Так что иллюстраций станет больше, а каждый блогер может стать сам себе иллюстратором. P.S. При этом верю, что хорошим иллюстраторам бояться нечего, потому что они как раз привносят в иллюстрации свой личный уникальный стиль и мировоззрение, а на это спрос есть всегда. P.P.S. Теория disruptive innovations прекрасно изложена ее автором Клейтоном Кристенсеном в книге "Дилемма инноватора".
еще контент автора
еще контент автора
Глава бизнес-юнита "Карьера" в HeadHunter
· 15.12 · ред.войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи