Илья Набоких
Дизайнер и продюсер образовательных программ · 21.01
Парадокс дизайна
Вечерние размышления о том, приносят ли новые предметы пользу
Предмет (объект) в самом широком смысле — это нечто впереди лежащее (ob-iectum на латыни). Но ещё интереснее перевод с греческого — πρόβλημα (problema).
Сейчас поясню, к чему я это. Убегая от дискомфорта, который приносят нам предметы и объекты окружающей среды, мы преобразуем реальность. Делаем мы это за счёт создания новых предметов.
Так создаётся культура в самом широком её смысле. А если чуть точнее, объектно-ориентированная (или предметно-ориентированная) культура. Преодолевая проблему валяющихся повсюду камней, мы придумали обувь. Но вместе с ней мы создали и новую проблему — нужно завязывать шнурки.
Если вы посмотрите на ребёнка, который только учится этому нехитрому делу, вы поймёте, что для него это реально проблема.
Стремясь решить проблему расстояния, мы создаём транспорт. Но все, кто когда-либо впервые садился за руль (не говоря уже о получении прав), подтвердят, что это отдельная проблема.
При этом, мы также становимся очень зависимы от тех предметов (и проблем), которые используем. Те, кто хоть раз пытался развести огонь, не имея зажигалки или спичек, это подтвердят.
Всё это позволит нам предположить, что мы создали не только предметно-ориентированную культуру, но и проблемно-ориентированную. И даже проблемно-продуктивную (создающую проблемы).
Русское же слово «предмет» позволяет нам толковать само себя как нечто, что было намечено предварительно (пред — мет). То есть, кто-то когда-то в буквальном смысле метнул это перед нами. А мы теперь с этим возимся.
Таким образом, мы можем предположить и то, что создавая предмет (или объект) физического или виртуального мира, мы создаём вместе с ним и проблему для тех, кто будет им пользоваться. Эта проблема, в свою очередь, потребует решения, ради которого будет создан ещё ряд объектов (следовательно и проблем).
При этом, чем больше мы концентрируемся на самом объекте и его свойствах, тем больше проблем он может создать впоследствии. Но это не значит, что не нужно ничего создавать. Напротив, мастерство проектирования (опять же, в самом широком смысле) в том, чтобы заранее подумать о том, какие проблемы готовит будущим пользователям наш объект. А потом попытаться их устранить, насколько это возможно.
еще контент автора
еще контент автора
Илья Набоких
Дизайнер и продюсер образовательных программ · 21.01
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи