deep mind
20.04
Религиозная / духовная травма
Сегодня хороший день, чтобы поговорить о религиозной или духовной травме. Это тема, которая редко всплывает в нашем поле, а зря. Потому что именно в пост-советском культуральном контексте у неё — особая почва.
RTS — синдрном религиозной травмы. Исследование показало, что около 27–33% взрослых в США испытывали религиозную травму, а 10–15% страдают от её симптомов в настоящее время. Исследование подчеркивает распространенность RTS и необходимость его признания в клинической практике.
Есть основания полагать, что в пост-советском пространстве цифры выше, хоть мы и не знаем этого наверняка. Многие из нас носят в себе не свой, а наследованный страх — быть наказанным, отвергнутым, изолированным за то, что ты веришь, который может вызвать автоматические отторжение от всего религиозного. Многие носят в себе такой же паттерн, но на другом полюсе — тендецию проваливаться в зависимые и часто абъюзивные отношения с чем-то духовным, что проявляется сегодня не только в формальной религии, но и в секулярных группах по медитации, тантре и прочему.
Травма — не всегда про то, что случилось лично с тобой. Очень часто она трансгенерационная: передаётся из поколения в поколение через телесную память, семейные установки, страхи, которые не были осознаны, но очень хорошо встроились в базовую структуру отношения к миру. Мы — потомки культуры, в которой религия долгое время была не просто традицией, а каркасом мировоззрения, этики, уклада. И в которой этот каркас был насильственно разрушен. За первые 20 лет советской власти было разрушено около 40 000 храмов, расстреляно десятки тысяч священнослужителей. Это не просто статистика — это коллективная психическая рана. Если в роду кто-то молился — это могло стоить жизни. Если ты просто хранил иконы — это считалось признаком отсталости. Всё это не произошло бесследно, однако никем сегодня толком не обсуждается и в обществе не рефлексируется. Такие события же осели в наших телах, в сжатии, в недоверии. Или в бездумном проваливании, когда теряется здравый смысл и пониманием важности этики и границ в духовных процессах.
Много травмирующего злоупотребления возникло и из самих религиозных институтов или сообществ: и здесь не только насильственное втягивание в ритуалы и традиции, когда открытки с православными смыслами посылаются не христианам. Но и действительно грустная этатизация священного, когда нечто значимое используется лишь для политической манипуляции.
Второй слой религиозной травмы — связан с плохо интегрированными духовными переживаниями
Из-за серьезного и важного трансперсонального опыта, в который нас, например, привели без запроса и без уважения к границам, и который мы не смогли включить в привычную картину мира, этот опыт может стать травмирующим. В дальнейшем травма проявится либо также в избегании, обесценивании или страхе всего духовного. Или в иррациональном проваливании в духовные сообщества и возникновении слепого пятна, связанного с этикой, властью и злоупотреблением властью в групповых духовных процессах. Продолжение в комментарии
еще контент в этом сообществе
еще контент в этом соообществе
deep mind
20.04
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи