Немного продакт
Светлана Лаврик, CPO | Руководитель Лаборатории Инноваций в Т1 · 19.05
Фин.моделирование как hard skill продакта - почему важно?
Все мы знаем, что продакт — это не просто про софт-скиллы, эмпатию и умение чувствовать рынок 🔮 Это еще и про харды.
✅На этой неделе в нашем сообществе мы немного порассуждаем на тему hard skills: что это такое, какие бывают и что важно с учетом современных реалий.
И начать я решила с умения считать и прогнозировать.
Почему это важно? Потому что без этого управление продуктом превращается в игру на удачу: ты вкладываешь деньги, разрабатываешь фичи, а потом просто смотришь, «взлетит» или нет, без понимания, где реально зарабатываешь, а где теряешь.
А что именно следует считать? Вообще, продукт — это как пирог из массы ингредиентов с разными начинками. И базово нужно понимать, что ты как продакт можешь калькулировать в двух форматах:
📌 1️. Юнит-экономика - "по кусочкам" Это анализ прибыльности на уровне одного юнита (продукта, клиента, заказа). - В B2C юнитом обычно является подписка, покупка или пользователь. - В B2B - контракт или клиент.
Зачем это нужно? Юнит-экономика отвечает на простой вопрос: каждый новый клиент - это плюс или минус? Если ты на каждом пользователе в убытке, то чем больше их привлекаешь, тем глубже "яма".
📌 2️. P&L (Profit & Loss Statement) - "целый пирог" Если юнит-экономика - это понимание одного кусочка пирога, то P&L - это взгляд на весь пирог целиком. В нем видно: • сколько ушло на разработку, • сколько потратили на маркетинг, • сколько стоит поддержка инфраструктуры и лицензии.
Зачем это нужно? P&L помогает увидеть общую картину: можно ли наращивать продукт, есть ли смысл привлекать еще пользователей или пора пересматривать расходы.
❗️Но в 2025 просто "считать" уже мало. Мир стал сложнее, продукты стали сложнее, и поэтому я бы порекомендовала уметь работать еще в двух направлениях, чтобы усилить адекватность и правдивость ваших цифр:
1️⃣ Моделирование на основе сценариев Что, если завтра резко выйдет новый конкурент и начнет демпинговать? Или твой ключевой партнер уйдет с рынка?
Чтобы не играть в угадайку, нужно уметь планировать на основе трех сценариев: 🟢 Оптимистичный - все идет по плану, рынок растет, расходы контролируются. 🔴 Пессимистичный - реклама дорожает, пользователи уходят, партнер сливается. 🟡 Базовый - остаемся в текущем положении, но знаем, что делать в случае изменений.
2️⃣ Карта финансовых потоков продукта Секрет или нет, но продукт - это не всегда в юнит-виде прибыль.
Представь, что ты управляешь SaaS-платформой. Основной продукт - система управления задачами, зарабатывает за счет лицензий - это донор (то, что приносит деньги)__. Второй продукт - аналитический модуль, который отдается бесплатно, но повышает удержание клиентов в основной системе - это реципиент (в минусе, но усиливает экосистему). В итоге оба продукта работают на общий P&L, даже если один из них убыточен.
🤓 Знаете, фишек для расчетов и анализа действительно много. Всякие мосты маржинальности, анализ чувствительности метрик, "обнуление" бюджета и прочее. Это тянет на отдельную статью.
Но важно, что умение считать - это не суперспособность, это навык, который можно и нужно прокачивать. Если вы это умеете - вы не просто фичамэн, а реальный владелец продукта.
А как вы думаете, можно ли вообще работать без навыков расчетов в наши дни?
Автор: Света Лаврик - прикладываю, создаю новое (а ещё делюсь мыслями тут)
#немногопродакт #юнитэкономика #hardskills #хардскиллыеще контент автора
еще контент автора
Немного продакт
Светлана Лаврик, CPO | Руководитель Лаборатории Инноваций в Т1 · 19.05
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи