Часть 1. ИИ-интерфейсы забирают трафик у поиска

Странно, что многие до сих пор не врубаются, что GPT и любая LLM — это не искусственный интеллект в прямом смысле слова. Он чисто технически не может думать — это новый способ хранения и обработки информации.

Другими словами, это новый тип поисковика. Поэтому не удивляйтесь в заголовке — не кликбейт.

До недавнего времени люди заходили в интернет по трем траекториям:

— поисковики (Google, Яндекс) — соцсети (YouTube, Instagram*) — маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Маркет)

Теперь есть четвертая точка входа — нейросети, типа ChatGPT, Claude, Perplexity или браузеры с AI-агентами вроде Comet.

Глобальной статистики, которая показывает, как перераспределяются потоки пользователей между всеми этими точками входа, пока ни у кого нет.

Зато есть много спекуляций на этот счет. Понятно, когда Сэм Альтман (CEO OpenAI) делает смелые заявления о том, что Google больше не нужен.

Почему бы и нет, если от этого растут твои акции?

Тем не менее, это факт: нейросети начали забирать трафик у поиска, и есть способ это увидеть.

Чтобы не потерять аудиторию, поисковики сами перестроились в формат AI first: Яндекс выводит ответы Алисы, а Google внедрил AI Overviews перед результатами поиска.

Тут уже есть цифры:

Ребята из Ahrefs делали аналитику на приличной выборке — средний CTR первой позиции в Google снижается на 34,5%, если в ответе появляется AI Overview.

Similarweb выпустил отчет, по начальному периоду запуска Google AI Overviews с мая 2024, количество информационных/новостных запросов в поиске (они сейчас страдают больше всего), которые не приводили к переходу на сайты, выросло на 13% к маю 2025 года.

Недавно вот Google пришлось публиковать «антикриз» и оправдываться, что никакого «драматического снижения переходов» нет, а есть лишь передел трафика: «одни сайты получают больше трафика, другие — меньше», но, мол, общее количество переходов остается стабильным.

В общем, даже если ты продвинул сайт в ТОП поисковой выдачи, перехода может просто не быть. Пользователь видит ответ нейросети — и уходит.

Но куда серьезнее, что многие вообще перестают заходить в поисковики: их первый запрос идет не в Google, а в ChatGPT или DeepSeek.

Вспомни, когда ты сам в последний раз что-то гуглил?

Отдельно стоит сказать о возможности, которая может стать переломной на рынке е-коммерса: API ChatGPT для загрузки товарных фидов.

OpenAI анонсировала его еще в апреле 2025 года.

На август 2025 сервис все еще недоступен, и дата запуска не объявлена. По ссылке из анонса можно только подписаться на уведомление о релизе.

По факту, это будет новый игрок, который с ноги влетит в драку поисковиков с маркетплейсами и потеснит их в рекламе и продажах.

В общем, очевидно, что точки входа в интернет меняются. Если бизнес не думает, как быть видимым в нейросетях, через пару лет целый сегмент пользователей может просто перестать вас находить.

*Instagram (организация Meta Platforms Inc., деятельность запрещена в РФ)

#AI

repost

1015

input message

напишите коммент

Почти перестала рыть сайты в поисках информации, ведь в большинстве случаев есть короткий и понятный ответ нейросети без предыстории.

Но, это не всегда работает. За частую все что выдает Ии, лишь сборник схожих определений, которые повторяются на сайтах. То что одни скопировали у других. Тогда приходится рыть глубже и по старинке искать информацию.

ответить

...ну очевидно же что все развивают ИИ в том числе гигант google co своей Gemini. Но например perplexity мне больше зашло с его умным поиском и рабочими столами

ответить

Это так, потому что нейросети могут дать обобщенную информацию - сразу из нескольких источников, предварительно обработав их. И не нужно перебирать сайты

ответить

еще контент в этом сообществе

еще контент в этом соообществе

войдите, чтобы увидеть

и подписаться на интересных профи

в приложении больше возможностей

пока в веб-версии есть не всё — мы вовсю работаем над ней

сетка — cоциальная сеть для нетворкинга от hh.ru

пересекайтесь с теми, кто повлияет на ваш профессиональный путь