В 2023 году LVMH и Kering (владеет Gucci, Balenciaga, YSL и другими) списали товаров на несколько миллиардов долларов https://clck.ru/3AuMqX Более того, 5 лет назад люксовые бренды не стеснялись уничтожать непроданные остатки. Например, британский бренд Burberry сжег товаров почти на 40 миллионов долларов: https://clck.ru/3AuMvH , а швейцарцы из Richemont уничтожили своих часов на пол миллиарда: https://clck.ru/3AuN2b
Однако в 2018 г. подобные действия лакшери-компаний триггернули европейских экологов. Это спровоцировало протесты, и правительства Франции и некоторых других европейских стран запретили компаниям физически уничтожать товарные остатки: https://clck.ru/3AuN7D Так что, теперь они их просто списывают.
В связи с этим я бы хотел вспомнить, насколько сложным является рынок предметов роскоши. Львиная доля маржи здесь кроется не в реальной ценности и функциональности, а в символическом капитале вокруг бренда. Брендированная вещь стоит ровно столько, на сколько прирастает статус её владельца в глазах окружения. Поэтому люксовым брендам приходится решать сложную задачу. С одной стороны, им нужно проникать на массовый рынок, ведь одним сверхузким сегментом ультрабогатых потребителей сыт не будешь. А с другой - не разрушить ауру эксклюзивности и недоступности.
В такой ситуации очень важно правильно спрогнозировать спрос и планировать выпуск продукции. Если массмаркет лоханется с объемами и не распродаст весь свой товар, то может просто скинуть его на распродажах (а то и на маркетплейсах). Премиальный бренд так не может. Если поставить излишки на дисконтную полку, то быстро пропадет флёр желанного товара для богатых и статусных людей.
Поэтому, модные дома, часовщики и прочие статусные ребята активно улучшают планирование - например, внедряют для этого ИИ. Также практикуются пожертвования (это не воспринимается как зашквар), переработка и частичная выкладка в аутлеты. Но эти хитрости можно использовать очень аккуратно и дозированно, поэтому иногда приходится идти на крайние меры. Порой люксовым брендам проще списать или уничтожить нераспроданную продукцию на миллионы или даже миллиарды долларов, чем стать массмаркетом в глазах целевой аудитории и потерять десятки миллиардов.
Индустрия лакшери - это совсем не легкая прогулка. Бернар Арно явно гений, раз уверенно держится в топ-3 самых богатых людей мира, оперируя на этом рынке.