На графике показано число баррелей нефти, "вытесняемых" электротранспортом разного типа в день (на 2023 год). Методику расчета и конкретные циферки можно уточнить у BloombergNEF, они авторы исследования https://clck.ru/3BTZBK Мне же важен главный вывод.

Господствующий транспорт в Азии - это не авто, и даже не автобусы, а скутеры, туктуки и другие подобные тарантайки. При этом именно в этих странах форсируют электрификацию транспорта - что объяснимо, ведь во многих городах такая экология, что лёгкие жителей сворачиваются в димсам.

И вот, есть веское основание полагать, что именно скутеры и прочие неопознанные жужжащие объекты ответственны за львиную долю выбросов. Не стоит ли тогда усиленно электрифицировать именно этот сегмент?

Есть и другие аргументы "за":

  1. У микротранспорта банально проще конструкция. Маломощный мотор, меньше узлов, более примитивное обслуживание. Разработать свой электрокар - дело непростое, а скутер или туктук - куда ни шло. Кажется, азиатским государствам стоит выделять больше грантов именно в это направление.

  2. Создать электрокар - дело дорогое. Поэтому и маржа на продукт должна быть соответствующей. Из-за этого большинство EV-мейкеров фокусируются на премиальных моделях для потребителей с деньгами. А такой рынок всегда ограничен. Другое дело - скутер. Это народный транспорт. Да, электроскутеры будут продавать дороже обычных, но всё равно масштаб затрат не сопоставим. За счет этого будет шире спрос и мощнее эффект масштаба. Далее логика понятна. К тому же, может быть гарантированный спрос от цифровых экосистем с доставками вроде Meituan или "оджек-такси" вроде Gojek.

  3. Батарея. Аккумулятор электрокара - это пол стоимости авто (ну, если грубо). При этом через 8-10 лет батарею можно выкидывать. Серьезный недостаток, способный разрушить всю экономию на топливе и задвинуть заботу об экологии на второй план. Батарея скутера тоже будет изнашиваться, но опять же, уровень затрат совсем иной.

Заряжать скутер, кстати, тоже должно быть проще и доступнее. Так что, проблема недоступности инфраструктуры должна стоять не так остро.

Стоит признать, что электрофикация двух- и трехколесного транспорта в Азии действительно происходит https://clck.ru/3BTZFZ Но кажется, что в этом сегменте можно делать ещё больше.