Бюджетирование расходов на персонал
Для начала нужно разобраться с понятиями: ✅ Бюджет - это план доходов и расходов в компании. В нем есть конкретные цифры и даты. Например, выдача заработной платы закреплена дважды в месяц - к этим датам должен быть сделан расчет, и деньги должны быть физически у компании.
✅ Бюджетирование - это процесс планирования поступлений денег и их расхода, и это анализ фактических расходов с чётким пониманием откуда берутся отклонения от плана! Например, плановое депонирование 10% от фонда оплаты труда на выплату отпускных сделали равномерным по году. А потом - ой, в январе-марте экономия «вылезла», а с мая по август (сюрприз!) - перерасход!
❗️ В подавляющем большинстве компаний персонал, как категория, - это расходные статьи бюджета.
Мы планируем расходы примерно так: 👉 Фонд оплаты труда с основными выплатами, компенсациями, стимулирующими выплатами, с отпускными и с отчислениями в объединенный фонд (а это плюс 30% к сумме ФОТа); 👉 Спецодежда; 👉 Найм персонала; 👉 Обучение; 👉 Корпоративный транспорт, связь; 👉 Канцтовары и почтовые расходы; 👉 Расходы на нематериальную мотивацию (да, бесплатно только похвалить и обнять на прощание), в том числе и «корпоративы» и т.д.
По большому счету не суть важно - дробится ведение бюджета расходов на персонал по центрам финансовой ответственности или ведется укрупненный. Важно то, что при любом раскладе всегда стараются расходы сократить и минимизировать. Самая большая статья - ФОТ! И здесь появляются риски при «оптимизации»: 👎 Подмена трудовых договоров гражданско-правовыми; 👎 Массовое использование услуг самозанятых; 👎 Сокрытие и одинарная оплата сверхурочных; 👎 Сокращение численности, особенно массового персонала.
Честно, когда возникает запрос на сокращение ФОТа, очень часто для этого надо не сократить, а наоборот нанять персонал в нужном количестве! Тогда снижаются компенсационные выплаты за переработки. С учётом изменений 152 статьи ТК РФ, которые будут действовать с 1.09.24 этот момент очень актуален.