Традиция оставлять чаевые зародилась в XVI веке в Англии. В то время среди англичан распространились чаепития, и если гости оставались на ночёвку, то оставляли хозяевам (если точнее, то их слугам) небольшую денежную благодарность, чтобы те могли испить чайкУ.

В США культуру чаевых завезли туристы, которые гоняли в Европу на пароходах в XIX веке. С тех пор "дать на чай" стало неотъемлемой частью сервиса. Однако в последнее время американская культура чаевых сходит с ума. Мало того, что официант посмотрит на вас как на говно, если вы не накинете ему 20-25% (минимум), так теперь на чай просят вообще все - от продавцов-консультантов до таксистов. Дошло до того, что чаевые клянчат даже автоматы самообслуживания в супермаркетах (интересно, что они там заваривают?).

Американцев всё больше бесит такой расклад. Но у него есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что в 43 штатах США есть так называемый "субминимум оплаты труда". Он означает, что если заработок обслуживающего персонала вместе в чаевыми превышает установленный минимум, то можно законно уменьшить базовую ставку. Предприятия так и делают, так что официанты и продавцы попадают в зависимость от чаевых.

Отдельные активисты пытаются разрубить этот узел. Например, юрист Сару Джаяраман прямо сейчас добивается, чтобы штаты отказались от субминимума и блюли минимальную зп независимо от чаевых. Соответствующие поправки уже приняты в Вашингтоне (Ди Си) и Чикаго, и еще в некоторых штатах они вынесены на голосование. По идее, это должно усмирить чай-шизу.

А вы как относитесь к чаевым? Лично я ненавижу, когда их клянчат, и оставляю их только тогда, когда мне реально понравилось, при этом могу оставить большие.