Сколько нужно писателю издать книг для материального успеха?

Завтра свои двери откроет Фестиваль национальной книги «Читающий мир» в Рязани. Подробная новость об этом на нашем сайте есть тут.

Будучи литературным агентом чуть дольще, чем существует Русский литературный центр всегда встречал жалобы авторов, дескать, даже выпустившись в «Эксмо-АСТ», – не говорю уже о менее крупных игроках, – авторы приезжают на встречи с читателями за свой счет. Это ограничивает возможность передвижения: билеты и командировочные не оплачивают.

Такая практика сегодня существует и за пределами России. Более того, в нашем Отечестве положение дел у литераторов еще вполне хорошее. Как утверждает Алексей Лызин, ныне «бархатный век» литературы. Соглашусь. В России – точно!

🔸 За каждую изданную книгу автор получает в среднем до 30 ₽ роялти. И то, когда проданы первые 300-500 экземпляров, покрывшие расходы издательства на сам выпуск фолианта. Лишь после заветной отметки начинается заработок.

Приоткрою завесу и на роялти в литературной периодике. От 0,03 до 0,42 ₽ получает автор за каждый проданный экземпляр. В сборниках размер роялти зависит от количества страниц, занимаемых автором в книге. Если в книге 200 страниц, то рассказ на 2 из них – это 1 %. Если, в книге 400 страниц, то это уже 0,5 %. Сумма роялти соответственно уменьшается.

Математика штука жестокая: продажа каких-нибудь 100 экземпляров принесет автору 3 000 ₽, если это сольник и 42 ₽, если сборник. Как ни поверни выходит не густо. Те же 100 экземпляров еще продать надо: кбедить читателя, что он должен отдать свои 400-600 ₽ именно за книгу с вашими текстами. Тот кто пробовал в самиздат, знает как это не просто. И, если в случае со сборниками Центра нам удалось найти некий баланс синергии творческих сил. То в случае с сольником, рассчитывать на создание контента о книге и рекламы приходится только на свои силы и некоторую поддержку издательства. Поддержка бывает не всегда. Новичкам – редко.

Понять издательства можно. Да, вложились в тираж и что? Рыночная практика показала: больший оборот есть у тех, у кого есть большой ассортимент. Забить медиа новостями именно о книге очередного новичка сил нет. Новичков каждый месяц выходит на рынок несколько сотен, а изданий, которые рассказывают о книгах несколько десятков. Ну, ставку и делают на продакшн известных имен.

🔸 Что же остается неизвестным? Раз одна книга приносит 3 000 ₽ со 100 проданных экземпляров, нужно убедить издательство выпустить 10-20-30 ваших книг. А их ведь еще и написать нужно! Положа руку на сердце ответьте честно, вы готовы написать 30 романов года за 3, дабы на четвертый выйти на тот уровень, где вы будете получать з/п именно как писатель? Да и хватит ли вам ее – по 100 шт., 30 наименований могут продаваться в месяц, а могут и в год.

🔸 Так почему же ныне «Бархатный век» в нашей литературе? Русскоязычный мир очень объемен, а книг у нас выходит в три раза меньше, чем в англоязычном. И правила рынка везде одинаковые. Оттого, там где нам нужно написать 30 книг, зарубежным авторам нужно написать 90.

На мой взгляд, за последние 25 лет книгоиздания, множество писателей похоронили себя под томами собственных сочинений. Лимонов, Быков, Вик.Ерофеев, Прилепин, Ал,Иванов, Рубина, Улицкая, Веллер – кого не возьми, став коммерчески успешными, они создали так много фолиантов, что сегодня нет возможности выделить какую-то их книгу, дабы сказать: «Вот это писатель!».

Ответьте просто себе же на вопрос: «Я пишу для коммерческого успеха или потому что хочу?». Если первое – откройте палатку с шаурмной. Это выгодно. Если второе – наслаждайтесь процессом, прорабатывайте сюжеты и давайте рукописи время отстояться, дабы быть доработанной. Бог его знает, если по судьбе выходит вам покорить миллионы читателей, – вы их покорите.

P.S. Пост показался полезным? Лучшая благодарность – репост, коммент и покупка книг нашей редакции (тут).

Ваш, Митрохин

#оделах