Хук вины и стыда - как работает и где используется

Копирайтерам нужно заставить вас читать текст и сделать то, что они задумали. Один из самых простых и безотказных приёмов — хук вины и стыда.

Его задача — пробудить лёгкое чувство неловкости или сожаления, чтобы подтолкнуть вас к действию.

⁠Кажется, это внутренний голос подсказывает, что вы могли бы жить лучше, если бы просто… старались чуть больше. В итоге, чтобы заглушить этот дискомфорт, вы делаете то, что предлагает текст.

Почему это работает? Потому что никто не хочет чувствовать себя ленивым, неуспешным или неэффективным. Хук вины/стыда действует на базовой потребности избегать этих неприятных эмоций и стремиться к улучшению. Копирайтеры знают, что если описать ситуацию, в которой вы не в лучшей форме, читатель сразу почувствует желание «исправить» себя, просто чтобы избавиться от неприятного ощущения.

Примеры хука вины/стыда, которые чаще всего используют:

⚡️«Сколько ещё вы будете позволять [проблеме] портить вашу жизнь?» Звучит как упрёк, и это именно то, чего от вас добиваются.

⚡️«Вы действительно готовы снова столкнуться с [нежелательным исходом]?» Вопрос, который намекает, что если не начнёте действовать сейчас, история повторится. Никто не хочет снова наступать на те же грабли, и копирайтеры ловко на этом играют.

⚡️«Хватит оправданий. Если не сейчас, то когда?» Универсальный пинок под зад: да, вы всё откладывали, но пора что-то сделать. Этот хук буквально требует немедленных действий, особенно если читатель понимает, что время идёт, а он всё ещё топчется на месте.

Где копирайтеры особенно любят вешать чувство вины?

Хук вины/стыда отлично работает в темах, где важно напомнить, что бездействие — это тоже выбор, причём со своими последствиями:

✔️Фитнес и здоровье: «Как долго вы ещё будете игнорировать своё здоровье?»

✔️Саморазвитие: «Сколько возможностей вы уже упустили, потому что не работаете над собой?»

✔️Финансы и инвестиции: «Ещё не начали инвестировать? Похоже, вас устраивает работа до самой пенсии».

Как не перейти границы и не вызвать отторжения

Хук вины — это не тонкий намёк, а часто довольно прямой удар по самолюбию читателя.

Но перебор может вызвать раздражение: если текст слишком агрессивен, у читателя включится защитная реакция, и он просто закроет страницу.

Поэтому копирайтеры выбирают лёгкий, но ощутимый укол, который мотивирует задуматься, но не унижает. Правильный хук вины должен вызвать дискомфорт, а не агрессию.

А как вы реагируете на такие «пинки»?

Замечали ли за собой желание действовать просто потому, что текст заставил почувствовать себя виноватым?

#копирайтинг #психология #манипуляция #чувствовины #маркетинг

🎁Бонус в комментарии

Хук вины и стыда - как работает и где используется | Сетка — социальная сеть от hh.ru