Концепция «путешествия героя» (Monomyth) предполагает, что человеческая память и жизненный опыт тоже следуют циклической форме: тебе нужно отправиться в путь, найти что-то ценное, вернуться, изменившись. Этот замкнутый круг стал метафорой нашего восприятия. Именно поэтому иконки загрузки круглы, как татуировка доктора Манхэттена, — круг проще запомнить и ассоциировать с движением.
Квадратные таблицы или лекционные материалы воспринимаются и запоминаются гораздо труднее, чем истории с циклической структурой, подобные анекдотам. Это доказал британский психолог Фредерик Бартлетт, вдохновлённый идеей Альбрехта Виннера. Он предложил простой эксперимент: что, если в игру «Испорченный телефон» (в англоязычном мире известную как Russian Scandal) будут играть не 3–4 человека, а 10, 100 или даже 1000?
Выяснилось, что к 8–12 участнику передаваемая информация приобретает форму мономифа — цельной истории с понятной структурой, которую затем передают дальше, практически неизменной, даже через тысячи людей. Вся информация, не подходящая под мономиф, постепенно отбрасывается, а недостающие части «допридумываются». Этот принцип стал основой для гештальт-терапии: пациента погружают в транс и проводят через личный мономиф, заставляя пережить свою историю до конца. После этого «незавершённая вкладка» в памяти как бы закрывается, принося ощущение облегчения.
Кроме того, эффект Блюма Зейгарника активно используется в литературе, кино и играх: если история или задача остаются незавершёнными, они продолжают привлекать внимание, подталкивая человека вернуться к ним. Этот ломанный ритм создаёт напряжение, вызывает желание узнать развязку и удерживает нас у экрана. Ощущение тайны — основа не только литературы, но и искусства в целом.