Созидатель - Сергей Мартынюк про интеллектуальную собственность
26.11
Товарный знак и налоговая оптимизация
Недавно ко мне обратился предприниматель с необычной задачей. Он хотел использовать свой товарный знак для снижения налоговой нагрузки. Идея заключалась в том, чтобы передать лицензию на товарный знак своей же компании, где он был и учредителем, и генеральным директором.
На первый взгляд, схема кажется простой и привлекательной. Ведь товарный знак — это нематериальный актив, который может приносить доход. Но не спешите с выводами. Такие стратегии имеют подводные камни. Как юрист с многолетним опытом в этой сфере, я сразу увидел потенциальные риски такого решения.
Представьте себе ситуацию: вы создаете бренд, регистрируете его как товарный знак на себя как физическое лицо, а затем передаете права на его использование собственной компании. Выглядит красиво. Но тут-то и начинается самое интересное.
Налоговые органы очень внимательно следят за подобными схемами. Они могут расценить такую операцию как попытку необоснованной налоговой выгоды. А это чревато серьезными последствиями — доначисления налогов, штрафы, пени, а если выводятся значительные суммы, то может быть и уголовное дело за уклонение от уплаты налогов.
Ключевой момент здесь — обоснованность и рыночность условий сделки. Если вы устанавливаете завышенные ставки роялти или пытаетесь вывести значительные суммы, это сразу вызовет подозрения.
Я посоветовал клиенту дополнительно привлечь опытного налогового консультанта, с реальным опытом налоговых проверок по его сфере бизнеса и его региону присутствия. Почему? Потому что в таких делах важен комплексный подход. Юридически оформить лицензию на товарный знак — это лишь верхушка айсберга. Нам это несложно сделать, однако нужно тщательно продумать всю юридическую структуру таких мероприятий, учесть налоговые последствия и риски.
В подобных ситуациях я всегда рекомендую действовать с осторожностью. Да, использование товарного знака может быть эффективным инструментом для оптимизации налогообложения. Но только если всё сделано грамотно и в рамках закона.
Важно понимать, что когда одно и то же лицо выступает и как владелец товарного знака, и как руководитель компании-лицензиата, это автоматически привлекает внимание контролирующих органов. Особенно если компания находится на общей системе налогообложения и платить НДС.
Я встречал в своём опыте разного рода решения - либо это минимальные, номинальные ставки роялти (по сути как бы на грани безвозмездности), или же самые минимальные проценты от прибыли - от 1 до 5 процентов в год. Был один случай когда клиент, несмотря на наши предупреждения, поставил к выводу 20 процентов от выручки - конечно же через какое-то время после проверки получил штрафы и доначисления. Так что тут важно учитывать все моменты и нюансы.
Помните, что любая схема оптимизации должна иметь под собой реальное экономическое обоснование. Нельзя просто так взять и начать платить себе огромные суммы за использование товарного знака. Нужно доказать, что этот знак действительно ценен для бизнеса и приносит реальную выгоду.
Мой опыт работы с крупными брендами и известными личностями показывает, что грамотное использование интеллектуальной собственности может принести существенную выгоду. Но всегда нужно действовать на основе закона и сложившейся практики, находя оптимальные решения. И ни в коем случае не уклоняться от уплаты налогов.
В конце концов, цель любого бизнеса — не экономия на налогах, а создание устойчивой и прибыльной модели, обеспечивающей удовлетворение потребностей клиентов через качественные продукты и услуги. А товарный знак важно использовать мудро, тогда он станет мощным двигателем вашего дела.
еще контент в этом сообществе
еще контент в этом соообществе
Созидатель - Сергей Мартынюк про интеллектуальную собственность
26.11
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи