Немного продакт
Роза Ларина, Product growth manager ANCOR · 05.12
Метод "5 почему" в продуктовой работе
Многие из вас слышали про метод 5 почему. Это когда вы докапываетесь до сути проблемы, все время углубляясь в причины и пытаясь найти первоисточник. Этот же метод часто советуют использовать на глубинных интервью и всяких кастдевах.
👉Недавно я была на курсе по OKR, где помимо прочего разбирали, как проводить ретроспективу. И там подняли интересную тему: что в русском языке очень часто вопрос "почему" не является нейтральным, а имеет вполне четкую окраску (обвинительно-негативную).
✨Это не значит, что на интервью и других мероприятиях не стоит искать причины. Но мне понравился совет переформулировать сам вопрос с "почему". Первое и главное - деперсонифицировать. В случае с ретро не говорить "почему вы не сделали..? Или почему мы не достигли...?", а обозначить ситуацию и предложить вместе набросать причины, генерить варианты (дивергенция). Пример: "у нас падают прдажи. Давайте вместе подумаем, в чем могут быть причины падения." А потом уже выбрать, что из этого самое важное (конвергенция).
❕На интервью, правда, важно не уйти в такую формулировку, когда респондент перестанет рассказывать про свой опыт и начнет рассуждать про рынок в целом. Т.е не спрашивать, почему в целом люди не делают того-то. Лучше сформулировать более приземлённо "Вы последний раз покупали у нас два месяца назад. Что останавливает вас от покупки сейчас?"
🤔Хотя для сложных, молчаливых или при разговорах на сенситивные темы, проективные вопросы тоже могут сработать.
#немногопродакт #исследования #productmanagement #ретро #5почемуСвятослав Гущин
· 05.12
Если есть ответственный за продажи или любой другой OKR/KPI/цель/задачу от такой деперсонификации станет хуже. Я за приятную атмосферу в команде, за открытое обсуждение и обратную связь, 360 и перфоманс. Но против снятия ответственности за результат кто ее взял. К себе у меня такое же отношение. Поэтому «мягкое» общение не всегда хороший путь.
ответить
еще контент автора
еще контент автора
Немного продакт
Роза Ларина, Product growth manager ANCOR · 05.12
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи