Чем занимаются эти ваши продакты?

🕵️Опять разбираюсь в новом вопросе. Для одной задачи понадобилось сформулировать обязанности продакт менеджера. Первым делом решила поспрашивать на рынке (в чатиках), что почем чем занимаются продакты. Про себя почему-то никто не захотел рассказывать, но некоторую информацию собрать удалось.

⚪Спасибо Юле из Карьерного цеха, куда я хожу на кейс-клуб, она поделилась классными исследованиями на этот счет. Ещё Даниил из Немного продакт расшарил интересную пдфку по этой теме. Если хотите, могу пошерить найденные отчеты.

⚪Потом я вспомнила, что видела классную карту компетенций продактов разных мастей, которую разработал и заботливо выложил в миро Сергей Тихомиров из Бороды Продакта. Карта гениальная! Нужно, конечно, время и небольшая инструкция, чтобы в ней разобраться, но карта учитывает много деталей различий и пересечений разных продуктовых ролей.

⚪Зашла на хедхантер и откыла порядка 20 рандомных вакансий (по запросу product manager и growth product mananger). Требования не смотрела, потому что работу не ищу, но взяла оттуда задачи.

Итак, что нашла: в отчете ФРИИ пишут, что в общем по рынку дефицитные компетенции у продактов — приоритизация и бэклог, формулирование и тестирование гипотез, запуск пилотов, количественные и качественные исследования. Судя по описанию вакансий продакта на hh (блок обязанности), больше всего задач связаны с общением с разработкой, грумингом и приоритизацией  бэклога, контролем соблюдения роадмапа.

👀Поразительно (а может и нет, учитывая, что на рынке очень востребованы продакты, отвечающие не за целый продукт, а за этап или фичу в нем), что очень мало вакансий упоминают среди обязанностей продуктовую стратегию, анализ рынка. Это я ещё вакансии CPO не смотрела. Но на первый, очень грубый взгляд, по объявлениям кажется, что продакты отвечают в большей степени за коммуникацию и аналитику, нежели за будущее продукта и развитие. 

А в целом, задачи продакта можно условно поделить на несколько блоков (не в порядке важности, но — от самых часто упоминаемых к наименее): 1️⃣. Работа с разработкой и смежными отделами (этого очень много, встретила в каждой! вакансии на хедахнтере) 2️⃣.Работа с клиентами/исследования — интервью, другие методы исследования, сбор обратной связи, юзабилити тесты и прочее 3️⃣. Развитие и масштабирование продукта. Под развитием понимается как "докидать фич" (это моё условное определение), так и красивое "улучшать пользовательский опыт" (а это уже цитата) 4️⃣. Дискавери — все, что касается изучения рынка, конкурентной среды, поиск продакт маркет фита, определение ключевых характеристик продукта исходя из потребностей рынка, генерация и проверка гипотез 5️⃣. Аналитика (определение и последующий анализ метрик, определение причин почему метрики не такие, как хотелось бы и составление экшн планов) 6️⃣. Определение роадмапа, видения (светлого)будущего продукта, стратегия, позиционирование, определение каналов продаж, юнит-экономика (была очень удивлена, что на 20 вакансий, всего одно упоминание юнит-экономики в обязанностях) 7️⃣. Работа со смежными отделами (маркетинг, дизайн, аналитики, финансы)

Такой вот интересный набор задач получается. Много коммуникаций, пушинг фич, тёрки с разработкой, исследования (которые, судя по отчетам, западающая компетенция), немного аналитики и щепотка стратегии.

#productmanagement #product #research #карьера #hh #фрии #аналитика #компетенции

@careprod канал про карьеру, исследования и продукт

P.s.: картинка с ключами от дома, где деньги лежат, исключительно для привлечения внимания

Чем занимаются эти ваши продакты? | Сетка — социальная сеть от hh.ru