Про прокрастинацию, любименькую И вот мы вроде как знаем — зачем, что делать, как делать, какие шаги нужно предпринять, даже время под это «делание» выделяем, но… не делаем.

Время, выделенное под задачу, испаряется. Мы занимались всё это время какой-то фигнёй, которая особо нам ничего не дала, а задачу, ведущую к цели, тоже не выполнили.

От этого — самоедство, чувство вины, разочарование и, как следствие, отсутствие энергии на дальнейшие действия.

Было бы ложью сказать, что это меня не касается и я весь такой активный, делающий все задачи в срок и с радостью. Ещё как касается, ещё как продалбываю. И именно поэтому мне нравится эта тема. Именно поэтому я исследую, как с этим явлением работают в разных подходах, и разрабатываю инструменты, как справляться с этим мне — а в будущем, возможно, и другим людям — быстрее и проще.

Сейчас активно читаю материалы по гештальт-терапии, и в одной из книг Перлза (основателя подхода) попался фрагмент, который навёл на интересные мысли. Попробую объяснить простыми словами.

Если посмотреть на то, как к задачам подходят дети, можно заметить, как сосредоточенно и глубоко они погружаются в процесс. Так глубоко, что порой очень сложно ребёнка из этой задачи выдернуть. Дело в том, что у детей ещё не наработаны шаблоны поведения и установки, которые есть у нас, взрослых.

Если посмотреть на прокрастинацию со стороны, можно увидеть два процесса, которые происходят одновременно: — нам нужно решить задачу (мы должны что-то сделать); — и в нас возникает внутреннее сопротивление (отвлечение, напряжение, желание переключиться на что-то другое).

Изначально мы направляем силы на то, чтобы решить задачу — туда идёт энергия. Потом появляется объект отвлечения: хочу печеньку, кофе, нужно срочно ответить в чате и т. д.

Часть нашей энергии остаётся на задаче, а часть — уходит на контакт с этим сопротивлением. И мы уже не можем полноценно сосредоточиться, потому что внимание распыляется. В результате — мы застреваем.

Так возникает скука: мы будто бы заставляем себя заниматься тем, что в моменте не вызывает интереса, и при этом постоянно держим в голове то, что интереснее. Это истощает. Задача начинает казаться бессмысленной. Эти процессы часто неосознанны. Просто «не сделал — ну и ладно, завтра». А завтра всё повторяется.

Иногда причина в том, что задача объективно неинтересна или чужая. А иногда — в том, что мы не видим в ней смысла для себя.

Что помогает мне? Я стараюсь находить личный интерес в задачах, которые решаю.

А если задача совсем не откликается — я спрашиваю себя: — «А точно мне нужно это делать?» — «Может, есть кто-то, кто сделает это лучше?»

Если нужно и передать некому — я ищу в задаче что-то полезное, увлекающее, ценное именно для меня: — научусь новому, — попробую что-то сделать по-своему, — или хотя бы сниму галочку с «висяка» и освобожу энергию.

Тогда сопротивление становится слабее. И задача решается быстрее — без титанической борьбы с собой.

repost

60

input message

напишите коммент

еще контент в этом сообществе

еще контент в этом соообществе

войдите, чтобы увидеть

и подписаться на интересных профи

в приложении больше возможностей

пока в веб-версии есть не всё — мы вовсю работаем над ней

сетка — cоциальная сеть для нетворкинга от hh.ru

пересекайтесь с теми, кто повлияет на ваш профессиональный путь