Бизнесу стоит изучить ценовую эластичность

На днях у меня случилось целых два разрыва жёппы от прайсинг-экстремизма.

Первый. Я уже давно арендую шкафчик в спортзале. Ну знаете, чтобы не ишачить на себе кроссы и прочую кипу. Год назад аренда шкафчика стоила около 2 тыс руб. Потом она потихоньку росла (что логично), но недавно херак, и стала 6 тыс. руб. Почти в три, мать его, раза! А я всё думал, почему так много свободных шкафчиков?

Второй. Мы с рождения дочки ходим в одну клинику. Клиника недешёвая, но и не прям супер-дорогая. Сначала обычный приём стоил 3,5 тыс. руб., потом вырос до 4 тыс., потом до 4,5 тыс. ну и так далее, тоже ничего необычного. А недавно приходим - и девятка! Девятка, Карл! Бац, и в два раза. А я всё думал, почему так много окон для записи?

Я всё понимаю, зарплаты растут, аренды растут, всё растёт. И бизнес обязан с этим считаться. Но мне очень захотелось сделать небольшой ликбез про эластичность спроса по цене. Итак:

Есть такое понятие - эластичность спроса по цене. Это такая кривая загогулина, которая показывает, насколько меньше у вас будут покупать, если вы повысите цену на одну единицу (и наоборот). Эластичность спроса по цене бывает разная и зависит от многих факторов - уникальность вашего товара, товар ли это первой необходимости, а ещё премиальность сегмента, где вы работаете.

Давайте на примерах: - Если вы единственная палатка с водой в 40-градусную жару, то можете очень сильно борзеть. - Если вы продаёте хлеб или яйца (или лекарства, например), то по идее тоже можно гнуть ценник. Точнее, можно по экономическим законам, но в реальности цены отрегулирует государство. - Если вы продаёте элитные дизайнерские сумочки или суперкары, то тут сложнее. Цена будет зависеть от люксовости, элитарности, символического капитала, ценности вашей сумки как генератора понтов и т.д. Крайняя стадия такого товара - это эффект Веблена (одно из трёх исключений из закона спроса), вот его нетленная иллюстрация. 

НО! У любой эластичности спроса есть предел. Его так и называют: предел эластичности спроса. Если вы борщнёте и шагнёте через него, то покупатели пошлют вас в любом случае. Они будут искать аналоги, беситься или даже голодать, не не купят ваш товар. Даже если он им очень нужен, и даже если они делают самокрутки из купюр.

Предел эластичности может быть абсолютным = [число] денег. А может быть относительным = на [число]% или в [число] раз. И относительный гораздо страшнее, потому что его легче соотносить. Он более иррациональный, более психологический.

Так вот, если одномоментно повысить цену в 2-3 и более раз, то я вангую такому бизнесу очень резкое сокращение спроса. А как следствие - сокращение доходов и, очень вероятно, полный досвидос.

Поэтому я очень рекомендую всем основателям и руководителям хорошо изучить этот нюанс, не недооценивать его и не забывать про него при ценообразовании. Иначе будет эпичный lose-lose.

P.S. Само собой, здесь тоже могут быть исключения - например, аргентино-турецкая инфляция, когда цены растут в несколько раз каждый год, и это "ну типа новая норма".

В вами была нерегулярная рубрика "Дизраптор экономический", заходите к нам ещё.

repost

318

input message

напишите коммент

· 20.04

Просветительно👍 помогло мне понять почему несколько моих клиентов отказались от моей услуги и расторгли договор, хотя цена услуги была обусловленна поднятием цен на все товары и услуги. Вывод сделан. Благодарю.

ответить

еще контент в этом сообществе

еще контент в этом соообществе

войдите, чтобы увидеть

и подписаться на интересных профи

в приложении больше возможностей

пока в веб-версии есть не всё — мы вовсю работаем над ней

сетка — cоциальная сеть для нетворкинга от hh.ru

пересекайтесь с теми, кто повлияет на ваш профессиональный путь