Bounding boxes: как компьютер понимает, где находится объект

Когда мы смотрим на фото, мозг моментально выделяет объекты: вот человек, вот велосипед, вот собака. Компьютер так не умеет.

Ему нужно всё объяснять — буквально по пикселям.

Один из первых шагов к «зрению» — это обнаружение объектов.

Чтобы хоть как-то обозначить: «здесь объект», используют bounding boxes — прямоугольники, которые обводят предметы на изображении.

Казалось бы, всё просто: дал фото, получил координаты коробок, где сидят люди, стоят машины или летят птицы.

Но на практике возникает масса нюансов: - На фото не один человек, а десять — кого выделять? - Люди стоят вплотную — где заканчивается один и начинается другой? - Человек держит зонт — это один объект или два? - Собака свернулась клубком — какую форму рисовать, если всё торчит в разные стороны?

Bounding box — это самый базовый способ дать понять модели: «в этой области что-то есть».

Но сам по себе он грубый и не очень точный. Квадрат обводит не форму объекта, а прямоугольник, в который он просто помещается. То есть воздух вокруг — тоже попадает внутрь.

Тем не менее, bounding boxes — важный этап.

Bounding boxes лежат в основе таких алгоритмов, как YOLO, SSD, Faster R-CNN и многих других.

Они дают первую «наводку», где на картинке что-то потенциально интересное.

Уже после этого можно уточнять: выделять границы пиксель за пикселем (сегментация), искать ключевые точки, определять позу.

Что используют вместо прямоугольников?

Bounding boxes — это начальный уровень. Когда нужна точность, применяют более сложные подходы:

  • Сегментация (segmentation)— объект выделяется по пикселям, что даёт гораздо более точную форму.
  • Keypoints detection— определяются важные точки объекта (например, суставы у человека).
  • Pose estimation— вычисляется положение объекта в пространстве.

Во многих современных моделях bounding boxes используются как предварительный шаг — чтобы понять, где искать, а уже затем применяются более точные методы.

Почему всё ещё используют bounding boxes?

Несмотря на ограничения, прямоугольники остаются крайне популярными.

Почему?

Они "дешевле" в разметке.

Для обучения моделей нужны тысячи размеченных изображений. Нарисовать прямоугольник — быстрее, чем обводить объект вручную по контуру.

Быстрее работают.

Алгоритмы, основанные на bounding boxes, чаще всего быстрее в работе, чем сегментация.

Во многих задачах достаточно приблизительной оценки. Например, системе видеонаблюдения важно понять, что «человек пересёк границу», а не то, где у него заканчивается рукав.

Bounding boxes — это фундаментальный инструмент в компьютерном зрении.

Позволяют моделям понять, где находятся объекты, и служат отправной точкой для более сложных алгоритмов. Да, они неточны. Да, они не передают форму. Но без них развитие систем компьютерного зрения было бы невозможным.

Если вы только начинаете разбираться в этой области — понимание bounding boxes даст отличную основу для изучения object detection, сегментации и распознавания образов.

#компьютерноезрение #машинноезрение
repost

70

input message

напишите коммент

еще контент автора

еще контент автора

войдите, чтобы увидеть

и подписаться на интересных профи

в приложении больше возможностей

пока в веб-версии есть не всё — мы вовсю работаем над ней

сетка — cоциальная сеть для нетворкинга от hh.ru

пересекайтесь с теми, кто повлияет на ваш профессиональный путь