🚨 Топ-7 признаков, что команда устала и требуется перезапуск. Как понять, что процессы дали сбой, и пора перезарядить коллектив?
На этой неделе было 3 рабочих дня, но отработать удалось как за 2 недели. Было много встреч и фиксаций результатов на будущее. Интересное наблюдение пришло в голову: когда члены команды перестали требовать результат - пора перезапускать команду.
Вот паттерны, которые говорят о том, что в команде происходит что-то не то: 1. Решения принимает «невидимка». В ходе обсуждения каждый накидывает идеи, но никто не спешит их записывать и выполнять. Нет ответственного — нет вектора. Пример: обсуждение бюджета затягивается, но финальное «да» или «нет» так и не звучит. 2. Обсуждения превращаются в Вавилонскую башню. Диалог на 10 языках сразу. Сотрудники говорят о разном, перебивают друг друга, и суть теряется. Например, на совещании по метрикам продукта залетают и вопросы архитектуры и сопровождения и продаж. Результат — ноль, так как нельзя решать всё и сразу. Один вопрос - одно решение. Кто-то должен управлять диалогом и возвращать команду в русло продуктивного обсуждения. 3. Цель команды — тёмный лес. Белка в колесе, которое никуда не движется. Все работают все устали, а цель не понятна. Люди выполняют задачи, но не понимают, зачем. Пример: отдел месяц готовит отчет, который никто не читает. Работа ради работы. 4. Состав команды — лотерея. Пробовали собрать Пазл с лишними деталями из разных конструкторов? Непонятно, кто чем занимается, а некоторые будто «чужеродные». Например, подключаешься к дейли, а там 25+ человек... зачем эти люди на созвоне? Кто реально работает в команде? 5. Ритуалы — это игра без нот или правил. Вроде собрались, а что делать не понятно. Планирование, митинги, ретро проходят хаотично. Сотрудники пропускают встречи или не готовятся. Результат: утренний стендап длится 2 часа без плана на день. 6. Дедлайны — это миф. Песочные часы без песка. Всё срочно и всё не понятно кому нужно. Сроки постоянно сдвигаются, а задачи висят месяцами. Пример: клиент ждал продукт к Новому году, а команда все еще рисует макеты в апреле. 7. Роли — зависят от настроения. Театр, где актеры сами выбирают роли... по ситуации. Все работали над планом, собрали его, а в момент когда задаётся вопрос: веришь в план? Звучит ответ - "нет", так как это фантазия каких-то начальников. С одной стороны хорошо - конструктивный диалог должен быть, но просто "нет" без аргументов - это не диалог. Доработайте план, уточните детали, объедините усилия, когда нужен результат.
🔍 Что делать, если заметили 1-3 пункта? Не ждите, пока «гром грянет»! Проведите ретроспективу: — Устраните неясности — задокументируйте роли, цели, процессы. Можно не писать длинные регламенты. Одна таблица с описанием ролей и доска с визуализацией процессов будет лучше, чем ничего. — Назначьте ответственных за решения и сроки. Регулярно спрашивайте какие результаты достигнуты и почему происходит отклонение. Изменение планов - это нормально, но цель должна быть видна всем. — Перезагрузите коммуникацию — введите четкие ритуалы (еженедельные планерки, четкие повестки, регулярные рабочие встречи по важным вопросом, где будут приниматься решения, а не вестись обсуждения без цели).
Если проблема глубже (4-7 пунктов) — возможно, нужен перезапуск команды: пересмотр состава, перераспределение зон ответственности, а иногда — помощь внешнего фасилитатора. Команда — главный актив. Следите за ее «здоровьем»!
Ну и классика на прочтение. Любимая книжка про пороки команды. 💪P.S. А сколько пунктов вы нашли у себя? 😉