Анастасия Яковлева
Директор по персоналу · 18.05 · ред.
Так ли хороша многозадачность, как о ней говорят?
Недавно я покинула компанию — монополиста на рынке IT, и захотела поделиться полезными мыслями с теми, кто уже работает или когда-либо работал в режиме горящей жопы. А еще этот пост будет полезен тем, кто находится на стадии поиска работы, чтобы сделать выбор в пользу принять оффер или отказать.
Чаще всего работа в многозадачности преподносится работодателем как один из ключевых навыков высокоэффективных людей, однако не все так просто. Начнем с базы:
Многозадачность — это способность выполнять несколько задач одновременно и быстро переключаться между ними (описание взято из поисковика).
Казалось бы, звучит просто, не так ли? Но, если копнуть глубже в причинно-следственные связи, обязательно нужно иметь в виду, что мозг человека способен фокусироваться только на одной задаче, в противном случае происходит расфокусировка внимания, так или иначе влияющая на качество и скорость выполнения задач. Простыми словами — либо качество, либо количество. Третьего не дано.
Проанализировав опыт работы в многозадачности на предыдущей должности (со всеми вытекающими последствиями), я обнаружила, что требование этого самого навыка — скорее манипуляция, заставляющая работника сомневаться в себе и своей компетентности, который, в свою очередь, копит на полке все больше и больше задач, сдвигая дедлайны в силу отсутствия достаточного количества часов работы в сутки. Фактически, из всего скопленного бэклога только часть задач относится к должностной инструкции, остальная часть — доделать за тем, кто не успел или не сделал вовсе. При этом, чаще всего в структурах не прописан четкий регламент, показывающий сотрудникам, что и как они должны делать, а если прописан, то формулировки абстрактны, поскольку к условному «производственная необходимость» можно приписать все, что угодно.
Это вызывает хаос и порождает больше задач, хуже всего — микроменеджмент, так как работает неэффективно, при этом продолжает игнорироваться тот факт, что сотрудник — это человек, имеющий определенное количество жизненных сил для выполнения задач. Чтобы задачи выполнялись в срок, нужна слаженная работа и тактика, важнее всего — общность ценностей, которые могут навешиваться как истина в последней инстанции, но фактически это еще один инструмент для манипуляции работников, потому что — многозадачность — это про количество, а не качество.
И все же, не всегда это следствие манипуляций, иногда это отсутствие тайм-менеджмента самого сотрудника, не умеющего и не знающего, как расставить приоритеты и начать выполнять дела в срок. Понимание мотивации — для чего и какую выгоду это даст, к чему это приведет, если сделать, невероятно облегчает жизнь, и прийти к пониманию достаточно просто — для этого нужен носитель для фиксации мыслей (ручка и бумага, электронный блокнот) и инструмент, например, всем известная матрица Эйзенхауэра, которая поможет рассортировать беспорядочные мысли в голове в продуктивный список to do с подробным описанием что, для чего, как и когда. Разложить на итерации, по методу scrum. Прописать от и до, перейти от теории к практике.
Важно помнить, что знания — это в том числе навыки и привычки, и, если их не применять или применять некорректно, практический пользы станет меньше, пока она совсем не сойдет не «нет» в виде выгорания, а выгорание — это постоянная погоня за многозадачностью с отсутствием тайм-менеджмента (со стороны работника) и должностных инструкций (по стороны работодателя).
В случае, если дело не в работнике, стоит сто раз подумать, насколько перспективно жить с горящей жопой и стоит ли гнаться за навязанными ценностями без обратной связи.
еще контент автора
еще контент автора
Анастасия Яковлева
Директор по персоналу · 18.05 · ред.
войдите, чтобы увидеть
и подписаться на интересных профи