Что такое лоббизм в России?
И почему это профессия, без которой бизнес не выживет?
В России понятие «лоббизм» по-прежнему вызывает лёгкую гримасу и ассоциируется с тем, что это про «занесли», «связи», «свои люди» и тп. Мы выросли в культуре, где любое взаимодействие с госорганами считается либо бюрократией, либо закулисной игрой. И в этом главная беда: мы не научились воспринимать лоббизм как профессию, стратегию и систему.
Лоббизм — это умение услышать всех, кто влияет на процесс, и собрать из этого конструктивное решение. Очень близко к дипломатии. В определенной степени, лоббизм – соперник бюрократии. Это не про «надавить», а про «договориться», не про кулуары, а про архитектуру интересов — бизнеса, государства и общества. Работаю ли я с МИДом, Минэнерго или международными компаниями вроде Sonatrach или Halliburton — задача одна: понять интересы всех сторон и донести свою позицию на языке, который услышат. Найти точку пересечения интересов, где возможен прогресс, а не конфликт.
Лоббизм необходимо расценивать как средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания интересов сторон. Лоббизм нужен бизнесу, если нет желания стоять в длинных коридорах согласований и терять деньги на недопонимании или запускать продукт с запозданием на полгода. Лоббист не просто «решает вопрос», он предотвращает тупик. Не прячется, работает на виду — с графиком встреч, подготовкой к комиссиям, обоснованием экономики. Фактически – помогает бизнесу быть услышанным.
При этом в РФ нет закона о лоббизме, и поэтому подобная деятельность идет в тесной связке с такими понятиями как «GR», «взаимодействие с регуляторами», «административное сопровождение». Суть та же: ты ведёшь бизнес по маршруту, где каждый шаг требует согласования, понимания контекста, учёта политики. И в этом нужна система. Нужны люди, которые знают - когда, с кем, и главное, о чём говорить. При совокупности определенных условий лоббизм может выставить в выгодном свете действительно нужные и полезные программы, для реализации которых нужна поддержка и соответствующий благоприятный фон.
Лоббист выстраивает доверие, переводит язык бизнеса на язык регулятора и наоборот. Я не раз участвовал в межправительственных переговорах. Организовывал выезды официальных делегаций РФ в целях продвижения российских интересов (к примеру - 8 стран за 20 дней). Выводил компании в Алжир, Нигерию, Боснию и Герцеговину, РФ. Помогал найти общий язык в ситуациях, где формально всё было правильно, но «по-человечески» не срабатывало. Иногда и наоборот) Все эти кейсы объединяет живое взаимодействие, уважение к vis-à-vis и к контексту. И готовность не продавить, а объяснить. Деятельность по продвижению интересов обоснованно привлекает внимание к проблеме и подталкивает управленцев к принятию нужного решения, исходя из эффективно преподнесенной информации, обоснованной на тщательно отобранных фактах. Лоббизм в России — не миф. Он просто не заявляет громко о своем присутствии. И он работает, если знаешь - как.
#международныйбизнес #выходназарубежныйрынок #стратегия #глобализация #бизнес #партнерства