Супераппы и экосистемы — это гуд или зашквар?

Еще 5 лет назад, в какую вакансию дизайн-менеджера не посмотри, звучало из всех щелей одно и то же: нам нужен человек, который сделает суперапп/экосистему (читай «захуярь нам дизайн-стратегию на единый стиль, единый бренд, единый вайб»).

Есть мнение, что экосистемность даёт бизнесу кучу возможностей (в том числе контроль): 1. Консистентность работы всей системы продуктов: от общего UI и паттернов до единой базы данных и проработанной системы доступов (роли и права в системе). 2. Возможность продавать клиенту много и разное, нормально масштабировать бизнес и единообразно заносить бренд в массы. 3. Иметь единообразные механики лояльности, интеграция пользователей в разные сферы бизнеса (очень удобно мигрировать клиентов из одной сферы в смежную или даже продукт другой тематики), создание условий для появления «фанатов бренда» (как было с Apple).

Есть и другое мнение — масштаб системы стреляет в ногу самой системе: Многие ребята в ИТ СНГ стали говорить всё чаще, что супераппы и экосистемы могут в какой-то момент работать против самих себя, принося проблемы бизнесу и пользователю со временем. Как пример, сначала Озон был интернет-магазином книг (я сама там уже в 2012-м покупала Купера и Уэйншенк), а сейчас это уже Ozon: с ребрендингом, 200+ дизайнерами в штате и огромным масштабом реализации товаров и услуг.

Чем масштабнее становится бизнес и сильнее разрастается суперапп или экосистема, тем сложнее продумывать всё более простые и комфортные решения в тех же интерфейсах. Система может сама себя начать отягощать: функционала становится больше, флоу усложняются, добавляются разные системные штуки и моторики, чтобы это всё поддерживать нужно иметь большую проработанную ДС или даже несколько, экосистема продуктов при расширении, всё больше декомпозируется на большое кол-во продуктовых команд, а как известно, чем больше узлов в коммуникации, тем выше вероятность, что случится «испорченный телефон» и сложная коммуникация начнёт влиять на продуктовые решения, бюрократизировать процессы и даже выгорать людей.

В целом, я поработала и в моно-продуктах, и делала супер-аппы, и развивала экосистемы — опыт был разный. И конечно, моно-продукт делать проще и двигаться по процессам легче. Но каждый моно-продукт мечтает стать системой и максимально масштабироваться, поэтому мне кажется, что это спор про «яйцо и курицу» или же про «что важнее UX или UI?»

А вы, что думаете про экосистемность? Какой был опыт? Делитесь в комментах, интересно почитать разные мнения

Давай, не выгорай 💜 #личноемнение

⠀
Супераппы и экосистемы — это гуд или зашквар?
Еще 5 лет назад, в какую вакансию дизайн-менеджера не посмотри, звучало из всех щелей одно и то же: нам нужен человек, который сделает суперапп/экосисте... | Сетка — социальная сеть от hh.ru