Цифровая инквизиция: ИИ-детекторы в ВУЗах

Не одобряю запреты использования технологий студентами. Сегодня по-прежнему наблюдается сопротивление и непринятие технологий ИИ в большинстве стран, в том числе и у нас, не взирая на национальную стратегию развития ИИ. Лишь немногие ВУЗы разрешили открыто пользоваться технологией: ВШЭ, МИФИ, МГТУ и МГПУ в этом плане выглядят наиболее прогрессивными.

В российском антиплагиате пометка сгенерированного текста выглядит следующим образом: «внимание, документ подозрительный: в документе присутствует сгенерированный текст». Если провалиться в результаты проверки, есть еще одно примечание: «на этой странице отображены возможные попытки маскировки заимствований. Будьте внимательны при работе с документом». То есть, если рассуждать логически, разумный и вдумчивый преподаватель должен изучить текст и либо выявить заимствованный искусственным интеллектом текст и указать на неправомерность использования без сноски, либо, если текст не содержит заимствований, - акцептовать его.

Но что происходит на деле: пометка «сгенерированный текст» читается преподавателями как «студент должен переписать весь текст» и научный руководитель заставляет нерадивого студента под угрозой недопуска работы к защите переписывать. Ну, хоть не от руки. С моей точки зрения, главная проблема в том, что преподавателям не объяснили, для чего ИИ-детектор нужен. А нужен он, как мы с вами уже выяснили, для выявления маскировки заимствований.

ИИ-детекторы не справляются со своей функцией качественно и выглядят больше карательными инструментами. Как итог, студенты будут и дальше пытаться скрыть факт использования ИИ, преподаватели - пытаться выявить и заставлять переписывать. Один - преступник, второй - полицейский. А почему? Потому что так надо.

В такой атмосфере вряд ли возникнет синергетический эффект. И вряд ли получится держаться в лидерах технологической гонки. И Китай это понимает. Поэтому сегодня они переосмысляют задания, делая акцент на устной форме представления результатов, развитии критического мышления и закреплении в умах студентов, что ИИ - это лишь инструмент, которым нужно уметь осознанно и грамотно пользоваться.

#ИИ #AI #образование #студент #преподаватель #Россия #Китай #университет #экспертноемнение #технологии