Думай сам, или как я джунов учил

#обучение #менторинг #управлениекомандой

Появились и у меня юные падаваны. И стали они спрашивать, а как сделать это, а как сделать то? А этот компонент как работает? Благо, что не все разом. А по очереди.

Ответ был прост: лезешь в исходники, в документацию. Нет ответа? Тогда идёшь в гугл. Все ещё нет ответа? Тогда вопрос пробуешь ему иначе объяснить. И снова нет? Ну, тогда, ко мне.

Предвижу шквал негатива, в стиле “так низя, они же совсем молоды!”, “так какой же ты начальник?!”, “лентяй!”, “да кто к тебе пойдет работать после такого!”, “ты же сам таким был!”... Да. Был. И получил тот же ответ от своего первого лида. За что благодарен ему так же, как мне мои уже давно не джуны (если верить их словам, а я верю :)).

А все почему? Потому что я получил, а потом и передал в наследство главный навык любого сеньора - искать решения самостоятельно. А значит - быстро. И дёшево. Для всех участников процесса.

Да, чуть дольше, чем написать “используй array_map”. Но сииильно экономит время в перспективе. Потому что потом будет дорого. Вопросов станет больше, времени меньше, а джун так ничего и не знает, кроме как спросить и ждать ответа.

StackOverflow потому и живее всех живых, что спросить и ждать куда проще, чем думать. И это хорошо. Иначе где нам ответы гуглить?) Нет, я и сам грешил там. Потому что дойти не мог. Правда, отвечал там же на свой вопрос раньше, чем дожидался ответа. Потому и могу критиковать.

А если он по нашему коду спрашивает, а там черт ногу сломит, в логике особенно? Ну вот потому и спрашивает, потому что там черт ногу сломит. Тогда вспоминать, отвечать а потом доки писать. И рефакторить. Это про цену техдолга.

Планы развития, кстати, никто не отменял. И тут не должен сам джуниор все решать. Выбираем, что нам нужно. Язык, фреймворк, подход, направление. Несколько вариантов. А потом отсеиваем с нашим будущим сеньором то, что ему реально интересно из этого. Ну а потом готовим роадмап для развития, выделяем немного рабочего времени, добавляем “аттестации”, в идеале мотивацию - и идем работать.

Проверять на промежуточных этапах обучения необходимо. Мотивация не слиться, раннее вычисление ошибок, быстрая корректировка плана на хаотичном рынке.

Ну и задач накидывать бы сразу по этому плану, чтоб быстрее усвоилось.