ОБМАН КЛИЕНТОВ: КАК ЭТИМ ЧАСТЕНЬКО БАЛУЮТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Когда вокруг стаи конкурентов, иногда берет сильное желание пойти сознательно на искажение информации, ставя на первое место краткосрочную выгоду, а на второе — честность и порядочность. А ведь этот феномен не нов и имеет глубокие корни, уходящие в экономические, психологические и правовые аспекты бизнеса.
Давайте покапаемся в системных причинах данного явления, которые заставляют организации вводить потребителей в заблуждение.
1️⃣ Максимизация прибыли через сознательный обман
Когда обогащение становится на место миссии компании, то этические нормы часто отходят на второй план. Понаблюдал за рынком, так сказать, в течение более 12 лет, работая в различных сегментах реального сектора, знаю, о чем пишу.
🔴 Искажение ключевых характеристик продукта
Намеренное преувеличение полезных свойств товара или услуги.
Примеры:
👉 Заявления о «100% натуральном составе» при наличии синтетических добавок. Не буду упоминать конкретный бренд хлеба, причем от весьма титулованного завода в Поволжье, который написал на упаковке хлеба, что он обогащен кальцием. Вроде всё хорошо, но если вчитаться, то речь шла не о биологическом активном веществе и хелатной форме кальция (с высокой биодоступностью), а о пищевой добавке (а значит, синтетике). 👉 Указание завышенного срока службы техники. 👉 Сокрытие реальных условий, ну, скажем, послегарантийного обслуживания. 👉 Фальсификация результатов лабораторных испытаний, подрисовывание и подхорашивание показателей (на инфографике особенно), когда явно не стыкуется заявленное в документации (или сайте производителя) с тем, что написано у непосредственно компании-продавца.
2️⃣ Борьба за рыночное доминирование нечестными методами Не секрет ведь, что любая рыночная ниша перенасыщена, а кардинально новых компаний единицы, и попасть туда ой как непросто.
А в перенасыщенных нишах компании (игроки) создают искусственные конкурентные преимущества. Ну это же отчетливо видно из текстов на сайте (например). 🔴 Фальсификация сравнительных преимуществ
Создание мнимых дифференцирующих факторов.
👉 Присвоение несуществующих наград и сертификатов (из серии «вы прослушали 2-дневный семинар, и вам вручили бумажку»). Награды и сертификаты — дело такое, имеют свой вес и свой рейтинг, как и лицензии. 👉 Использование псевдоэкспертных заключений. А это когда заключения делаются путем высасывания из пальца, данные натягиваются, чтобы потом масштабироваться! 👉 Некорректное сравнение с продуктами конкурентов (с явным и необъективным перевесом в свою пользу). 👉 Мифологизация истории бренда.
3️⃣ Сокрытие системных проблем компании 🔴 Манипуляции с негативной информацией. Контроль восприятия через фильтрацию правды.
👉 Молниеносное удаление реальных отрицательных отзывов (по существу); 👉 Подмена терминов при описании производственных дефектов. Скажем, «незначительное отклонение» вместо «опасный дефект», «плановый износ» вместо «преждевременная поломка»; 👉 Создание подставных «удовлетворённых клиентов» (обратите внимание на многие сайты, где кто-то оставил отзывы, а вы не можете!).
4️⃣ Эксплуатация правовой неосведомлённости
Правовой нигилизм становится инструментом недобросовестного бизнеса.
🔴 Злоупотребление сложными формулировками
Намеренное усложнение условий сделки. 👉 Многостраничные договоры с подвохами; 👉 «Плавающие» тарифы в мелком шрифте; 👉 Юридически некорректные гарантии; 👉 Подмена понятий. "Персонализированные условия обслуживания" вместо "дискриминация в тарифах", "Премиальная подписка" вместо "автопродление дорогущей услуги", "Мультифакторная система доступа" вместо "затруднённая отмена услуги"
Можно до бесконечности разбирать различные аспекты и их аналиировать, но уже из этих понятно насколько важно уметь грамотно заранее «сосканировать» истинную суть компании, перед работой с ней.
‼️А на что вы более всего обращаете внимание при выборе поставщика товаров или услуг, что вам чаще всего бросается вам в глаза у компаний, после чего в вас начинают формироваться сомнения?
#покупатели #маркетинг #обманпокупателей #мошенничество #копирайтинг #бизнес #golandval82