Нужно ли управленцу учиться всю жизнь? Размышления и мнения коллег
На прошлой неделе наткнулся на несколько публикаций, в которых утверждалось: большинство управленцев не имеют профильного образования, а непрерывное обучение — для дураков.
Что вызвало у меня некоторое негодование. Ведь я, как подметил Danny Ai, тот ещё северокорейский генерал. Три высших, три дополнительных, куртка замшевая… три… куртки.
В итоге решил провести опрос: 1. Есть ли у вас управленческое образование и нужно ли оно? 2. Непрерывное обучение — это норм или стрем?
1. Управленческое образование — необходимость или формальность?
Большинство респондентов управленческое образование всё же имеют. Причём некоторые получили его уже после назначения на руководящие позиции. Это важный момент: осознанная потребность в системных знаниях приходит с опытом.
Так, например, Игорь Иванов отмечает:
«Начал с практики, потом понял, что знаний не хватает — пошёл учиться. Увлёкся. Магистратура. Весьма полезное дело».
«Менеджмент — как факультет, плюс MBA».
«Высшее техническое, высшее в области государственного и муниципального управления. Теперь учусь ВЭД в ИТ».
Юрий Глущенко сравнил ситуацию с врачами:
«Пойдёте к хирургу без образования? То-то же. Образование даёт не только знания, но и связи, мышление».
Об этом же говорит и Сергей Марин:
«Образование полезно прежде всего знакомствами с будущими коллегами, во вторую очередь — актуальными знаниями. Программы MBA по этим показателям выполняют свои функции лучше многих других».
А вот Дарья Дроганова отметила, что образование имеет, но и без него справлялась.
Даниил Козлов обозначил:
«Вышки нет, руководил без неё, пробелов не заметил…» И иронично подмечает, что и не мог их заметить.))
Вывод: управленческое образование не обязательно как формальный критерий, но полезно как способ систематизировать опыт, расширить кругозор и ускорить развитие. Особенно — если получено осознанно, под задачу.
2. Непрерывное обучение — роскошь, норма или ловушка?
Практически все участники опроса считают постоянное обучение необходимым. Однако они подчёркивают: важно не количество курсов, а прикладная ценность знаний.
«Обучение — must have, если оно привязано к задачам. А „вечные курсы“ у инфоцыган — признак отсутствия мышления».
«12 лет в профессии — и всё равно учусь, особенно когда нормативка меняется».
«Уже стало обыденностью. Не учишься — вылетаешь».
«Обучение обязательно».
«Как говорил дед: век живи — век учись, дураком помрёшь».
«Норм, если человек учится в собственной работе и извлекает инсайты из работы других сотрудников».
«Это необходимость».
«База».
«Учёба помогает быть „в потоке“ и находить свои сообщества».
«Есть и „вечные студенты“, которые так ничего и не реализовали. Если человек остановился в развитии — жаль его».
Но, как справедливо отмечает Дарья Дроганова, важны и перерывы — можно выгореть.
Вывод: непрерывное обучение — это не про бесконечные дипломы, а про готовность развиваться по мере появления новых задач и вызовов. Обучение должно быть прикладным и идти в связке с реальными вызовами управленца. И да, важно не перегнуть — учёба должна питать, а не выматывать.
Итог
Учение — свет. Без света можно. Но со светом лучше. Изучение теории и практики других помогает решать задачи быстрее, качественнее и дешевле, чем путь проб и ошибок.
Всем «северокорейским генералам» — спасибо за участие в опросах!
Вопрос для следующего обсуждения: О чём забывают руководители в первые два месяца работы на новом месте? Что нельзя упустить?
· 29.07
Быть управленцем значит обладать определёнными качествами. Если этих врождённых качеств нет, то приходится учиться. Или на чужом опыте, или на своих граблях.
ответить
коммент удалён