Как не попасть в токсичные отношения на работе
Я уже давно поняла, что отношения бывают не только с любимыми, друзьями и родственниками, но и с работой. Под отношениями с работой можно понимать как взаимодействие с конкретными коллегами, так и с компанией в целом. То, как мы относимся к компании, как чувствуем себя там и как этот опыт влияет на нашу жизнь — всё это тоже — про отношения.
Как в отношениях с конкретными людьми, так и с работой мы можем попадать в здоровые и нездоровые взаимодействия, встречать повторяющиеся паттерны, которые «почему-то преследуют от одной работы к другой», мы можем сливаться с работой, забывая о других аспектах жизни или наоборот испытывать желание бросить всё это и разойтись как в море корабли :)
Но если абьюзивным паттернам в романтических отношениях психологи уже уделили много внимания и давно всем объяснили, когда стоит из неблагополучного союза бежать, то насчёт рабочих отношений до сих пор будто нет консенсуса. Да, зумеры склонны покидать рабочее место при малейшем нарушении границ, но миллениалы уже не настолько чувствительны к своим приграничным территориям и бывает годами терпят неблагоприятные условия на работе, не замечая, как их вообще-то абьюзит работодатель.
Итак, топ моих личных признаков, при наличии которых стоит как минимум задуматься о смене места работы:
1) Постоянное внутренне ощущение собственной «недостаточности». Мысли вроде «да куда я отсюда пойду, кому я ещё нужна/нужен». Обычно такой майндсет формируется за счет регулярных напоминаний от начальства, что «то, что ты делаешь — недостаточно» и повсеместного обесценивания. Короче говоря, если похвалы за год работы ты не слышал(а) ни разу, а в панамку тебе напихивают регулярно за любую мелкую провинность — возможно дело не в тебе.
2) Неясность требований/плана/правил/стратегии. Если планы по достижению целей и сами цели меняются каждые пару недель и ты не понимаешь, как руководитель отреагирует на твои предложения/результаты каждый конкретный раз — наорёт или похвалит, прилюдно раскритикует или даст премию — это не про здоровые отношения. Если на работе ты чувствуешь себя как ребёнок алкоголика, для которого настроение пьяного бати каждый раз является сюрпризом — беги.
3) Планомерное нарушение границ. Настойчивое выяснение нюансов личной жизни, предложения поработать подольше во имя коллектива (без надбавки за переработки), непрошенные физические контакты и высказывание мнений, не касающихся рабочих вопросов — то, что мы не от каждого родственника порой потерпим, а от начальства почему-то периодически — да. Не надо.
4) Популярный нынче и всеми «любимый» газлайтинг — когда вроде была договорённость и вот она даже записана в документе, но нет. Не было её, а то, что там записано — так это ты неправильно понял(а). На постоянной основе это сводит с ума и заставляет неокрепших сотрудников сомневаться в собственной адекватности.
Я не буду здесь уделять внимания совсем очевидным непотребствам. Если работодатель обзывается, угрожает, шантажирует или причиняет физический вред — это уже не просто повод уволиться, а пойти в суд. Но в случаях с менее очевидными манипуляциями и нарушением границ не помешает понимать, как оно бывает, чтобы, если что, вовремя соскочить.
В общем, работайте на классных работах, а на дурацких не работайте :)
#карьерамечты #работавнайме #психологияотношений #работодатели #психическоездоровье