Expert Generalists

Статья в блоге Мартина Фаулера про T-shaped специалистов. Точнее, все текущие термины (T-shape, П-shape, и другие) плохо подходят, поэтому в статье вводится термин Expert-Generalist, который означает, что человек одновременно является и экспертом (в противовес generalist) и использует свою экспертизу во многих областях (в противовес эксперту в одной области).

В данном случае имеется в виду, что человек является экспертом в фундаментальных понятиях, которые позволяют ему быть успешным в областях, которые построены на этих понятиях. Классический пример из IT, это когда человек имеет опыт написания ПО на 3-4 языка программирования и ему после этого уже не так важно, на каком именно другом языке писать код, пока этот язык следует общим парадигмам (основан на том же фундаменте). Условно, человек, который писал на JS, PHP, JAVA, C++ с легкостью может войти в Go, Rust, Kotlin. Но, вероятно, столкнется с некоторыми проблемами при входе в Haskell. Но, скорее всего, сможет это сделать в короткие сроки.

В профессиональных кругах не любят генералистов, т.к. у них нет глубоких знаний ни в одной из зон.

В этом кроется ключевая разница между генералистами и экспертами-генералистами. Чистые генералисты знают все поверхностно. Эксперты-генералисты - знают фундаментальные принципы, знание которых позволяет им погружаться в смежные области

В чем сила таких специалистов:

Как правило, такие люди быстро обучаются - они изучат новый инструментарий, если он решает текущую задачу. Как следствие, они создадут более лучшее решение за счет подходящих инструментариев.

Эксперты-генералисты должны иметь хорошие навыки коммуникации и совместной работы. Т.к. они не являются экспертами в областях, они должны уметь запрашивать помощь у коллег. Понимание основных принципов помогает им быстро погружаться в контексты специалистов

Эксперты-генералисты игнорируют барьеру между отделами, командами, функциями. Это те люди, которые могут ускорить выполнение проекта т.к. для них не существует барьеров и, как следствие, они ускоряют коммуникацию, которая необходима для решения задачи

Ключевые качества экспертов-генералистов: - Любознательность - Умение сотрудничать - Фокус на клиенте (бизнесовая направленность) - Ставка на фундаментальные знания - Широта знаний - Способность понимать позицию смежных доменов (например, понимать проблемы SRE или DevOps)

Многие эксперты-генералисты вырастают в технических лидеров

Встает закономерны вопрос: "где брать таких специалистов?". Текущий найм устроен так, что мы скорее наймем ультра-эксперта в технологии, чем наймем человека, который любознателен и умеет погружаться в новые домены. В статье предлагается подход из двух решений: - Перестать смотреть только на узкие хард-скилы. Вместо этого следует проверять человека на обучаемость, любознательность, создание условий для совместной работы - Проводить внутренние тренинги и воркшопы, цель которых - погрузить специалистов в смежные области. В Thoughtworks есть 3 воркшопа, в которых специалисты делают решения из смежных областей. В рамках воркшопа они реализуют простые прототипы kafka, kubernetes, delta lake (штука для работы с данными). Создав прототип, люди начинают понимать базовые принципы, на которых основаны эти системы и начинают видеть рабочие ситуации с другой стороны

Это не означает, что больше не нужны специалисты, которые глубоко погружены в какую-то область знаний. Они, конечно же, нужны. В идеале в команде нужны и генералисты и специалисты. Специалисты в этом сетапе: - Обучают генералистов, подсказывают им какие-то неочевидные нюансы, потеря которых сильно ухудшит решение - Используют свои знания для создания лучших решений

Для каждой ключевой компетенции в команде нужен 1-2 специалиста.


Мое личное мнение: статья топ. По моему личному опыту, люди, которые умеют быстро погружаться в любые домены и находят общие паттерны - одни из самых драйвящих и ценных кадров. По крайней мере в моем опыте продуктовой разработки.

https://martinfowler.com/articles/expert-generalist.html

#managment #tshape #martinFowler