🤔 3D в браузере: почему webgl не взлетела в России?
Еще в 2016-2017 годах я активно занимался услугой создания интерактивных 3D-моделей в WebGL. Тогда казалось, что за этим будущее: возможность покрутить любой объект, изучить сложный механизм или прогуляться по объекту прямо в браузере — это же круто и удобно! 🕶️
Мы делали проекты, где можно было гулять по квартире или поменять материал отделки и тд. Технология позволяла взаимодействовать с объектами без всяких плагинов, прямо в браузере. Выглядело это фантастически!
Но в итоге вся эта история по большей части свелась к демонстрации квартир в новостройках. Почему же она не стала повсеместной?
Три кита, которые сдерживали массовое adoption:
1. ⚡ Долгая загрузка. Пока подгрузится модель средней детализации, пользователь уже успеет уйти. Баланс между качеством и скоростью — это постоянный геморрой.
2. 🎨 Безумная трудоемкость. Недостаточно просто смоделировать объект в Blender или 3ds Max. Его нужно было сильно упрощать, оптимизировать количество полигонов, переделывать текстуры… Один только процесс подготовки модели отнимал кучу времени и требовал много сил.
3. 💸 Дорого. Высокие трудозатраты = высокая стоимость разработки. Не каждый бизнес был готов платить за "вау-эффект", который сложно конвертировать в понятные метрики.
Вот несколько примеров из наших реализованных проектов: Интерактивная 3d модель Таунхауса Интерактивная 3D-квартира Интерактивная 3d модель полуострова Интерактивные 3D туры: обзор автомобилей
В итоге мы сделали несколько крутых штук, но запросы были точечные, а маржинальность проекта съедалась бесконечными правками и итерациями.
Технология встречается в интернет-магазинах в карточках товаров, на некоторых сайтах.
Вывод: Технология сама по себе — огонь. Но для массового рынка того времени она оказалась слишком требовательной и дорогой. Жалко, конечно, что не выстрелило. Периодически приходят запросы, на переговорах у маркетологов горят 🔥 глаза, но уходят надолго с руководством согласовывать бюджет.