Куда уходят активы...

В крупных (а иногда и в не очень) компаниях, часто с разветвлённой структурой у наёмных работников может возникать соблазн воспользоваться наработками компании в личных целях. Корысть вкупе с возможность безнаказанного приобретения активов подталкивает недобросовестных сотрудников использовать чужие наработки для своих целей. К сожалению, сам работодатель иногда своей халатностью способствует таким нарушениям.

Начнём с простого.

Интеллектуальная собственность компании и клиентская база – это ценный актив, способный принести большую прибыль в будущем. Естественно, такие объекты сразу находятся под прицелом, в уязвимом положении. Кроме того, ситуация усугубляется ещё и доступностью таких сведений и лёгкостью их сохранения и передачи, в отличие от материальных объектов: товаров, транспорта и прочего. Для их сбора и распространения не требуется большого количества сил и средств, расходов, помещений для хранения и т.д.: достаточно сохранить файлы себе на локальный компьютер или воспользоваться флешкой.

Клиентская база, компьютерные программы/код, дизайн и наработки промышленной собственности – изобретений, промышленных образцов и полезных моделей, тексты, ноу-хау, изображения, музыка, архитектурные решения – всё это может попасть в руки конкурентов за деньги или использовано самим работником. И самое страшное, что работодатель может ничего с этим не поделать. Причина – в отсутствии режима секретности этих сведений.

Если на интеллектуальные объекты нет установленного режима коммерческой тайны, даже при утечке таких сведений организация останется ни с чем: раз сведения не признаны секретными, то и их передача раскрытием не считается. Для решения этой проблемы готовится пакет документов, который регулирует перечень конфиденциальных сведений, порядок работы с ними и круг сотрудников, допущенных к работе с ними. В общем, аналогично работе с государственной тайной, только в коммерческой организации.

Как таковой схемы кражи здесь нет: просто сведения, оставленные без присмотра, попадают на чужой компьютер или флешку или в личное облако сотрудника, а затем используются по его собственному усмотрению. Может продать конкурентам, может использовать сам, уйдя от работодателя и за счёт его наработок открыть своё дело.

Есть и более сложные случаи, когда топ-менеджер, пользуясь своим должностным положением, даже несмотря на имеющиеся в компании меры защиты информации, всё равно присваивает себе собственность компании. В такой ситуации его план связан с рисками ответственности и более глубокой проработкой.

Существует также ситуация, когда руководитель, ответственный за премирование сотрудников, удерживает необоснованно часть премии или перечисляет своему помощнику по «делу» для обналичивания и дележа. Такое случается, когда этому руководителю предоставлено право самостоятельно распределять премии среди сотрудников, например, руководителю филиала.

Почему могут происходить такие ситуации?

Во-первых, халатность по отношению к документам. Всё) Этим можно ограничиться. По большому счёту, абсолютное большинство проблем, которые возникают, имеют в корне именно эту причину. Проявлений может быть много: невнимательно прочли документ, не разобрались в нём (сами или с помощью специалиста), не оформили документов, поторопились, сославшись на занятость или просто нежелание тратить дополнительные силы и время на бумажную работу, не стали ничего оформлять из-за того что "ничего не будет", "все так делают", "это нужно дополнительно что-то придумывать" и т.д., то есть самонадеянное ожидание, что "пронесёт".

Не уследили за сотрудниками, не выстроили эффективную коммуникацию, дали много полномочий без возможности адекватного контроля, и прочее.

Что делать?

Следить за сохранностью активов компании, доступом сотрудников, документально всё оформить. Хотя бы в дальнейшем будут рычаги давления на виновника.

Обращаться за помощью к специалисту. Как к врачу. Иначе потом будет поздно, и ничего уже не спасёт.

#коммерческаятайна

#право

#безопасность

#бизнес

Куда уходят активы... | Сетка — социальная сеть от hh.ru