7 популярных креативных техник в продакт-менеджменте

Для решения нестандартных задач нужно сознательно провоцировать себя на нестандартное мышление. В этом помогают специальные креативные техники и методы, которые можно освоить, системно применять и тем самым развить в себе креативность.

Ниже обзор креативных техник, которые я применял в своей практике:

1️⃣ Double Diamond – методика, разработанная British Design Council в 2005 году и основанная на чередовании дивергентного и конвергентного мышления. – На первом этапе мы исследуем и выявляем проблему (Discover → Define). Генерируем как можно больше идей без критики (designing the right thing). – На втором этапе мы фокусируемся на создании и тестировании решений исходной проблемы (Develop → Deliver). Включаем аналитику и отбираем жизнеспособные идеи (designing things right). Цель Double Diamond – структурировать креативный процесс и снизить риски при разработке продукта.

Существует и расширенная модель Triple Diamond, которая добавляет ещё один «бриллиант» с фокусом на масштабировании продукта.

2️⃣ ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) – методика, разработанная советским инженером Генрихом Альтшуллером в 1940-1960-х годах. Основная идея ТРИЗ: каждая задача может сводиться к противоречию, которое можно решить, применяя проверенные принципы из анализа тысяч изобретений. Кратко ТРИЗ не описать, тянет на отдельный пост.

3️⃣ SCAMPER. Название – это акроним, в котором зашито 7 креативных приёмов: Substitute, Combine, Adapt, Modify, Put to Another Use, Eliminate, Reverse. Цель методики – помочь в генерации идей и систематизировать их.

4️⃣ CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools) – методика, разработанная основателем студии IKRA Василием Лебедевым в 2010-х годах. В основе «фреймы» и поиск способов изменения взаимодействия. Например, есть проблема, что люди не хотят кликать по баннерам, это «фрейм», а что, если сделать баннер-лотерейный билет, кликнув по которому, можно выиграть приз? Как и ТРИЗ кратко описать будет сложно, тянет на отдельный пост.

5️⃣ Латеральное мышление – методика, разработанная Эдвардом де Боно в 1967 году, в основе которой лежит «боковой подход», цель которого увидеть проблему под новым углом. Наверняка вы слышали про «Шесть шляп мышления», есть ещё подход с провокацией (высказывание парадоксальной идеи), инверсией (меняем местами привычные вещи), аналогией (поиск параллелей в других сферах) и случайным символом (попытка связать случайное слово/образ и с задачей).

6️⃣ Theory of Constraints – методика, разработанная Элияху Голдраттом в 1980-х годах. Методика строится на системном подходе к решению проблем. Основная идея: выявить корневую проблему с помощью древовидной структуры, затем разработать прорывное решение, снова опираясь на эту модель. После этого решаются возникающие противоречия и конфликты, и формируется пошаговый план внедрения, направленный на максимальное улучшение системы. Если хотите разораться глубже, то прочитайте книги Голдратта «Цель» и «Цель 2.0».

7️⃣ Про классический брейншторм упоминать не буду, с ним большинство уже знакомо. А вот обратный брейншторм заслуживает вашего внимания: – Первый этап: генерируем максимально глупые, нелепые или неподходящие идеи, которые усугубляют проблему, вместо того чтобы её решать. – Второй этап: анализируем эти идеи и пытаемся превратить их в реальные, практичные решения исходной задачи. Этот приём помогает выйти за рамки привычного мышления и находить нестандартные подходы там, где классический брейншторм часто застревает.

А какие креативные техники вы используете в своей работе?

Автор: Иван Меркурьев, пишет про продакт-менеджмент в TG-канале Ordinary PM

#немногопродакт #креативность #ТРИЗ #DoubleDiamond #SCAMPER #ToC #CRAFT #латеральноемышление

7 популярных креативных техник в продакт-менеджменте | Сетка — социальная сеть от hh.ru 7 популярных креативных техник в продакт-менеджменте | Сетка — социальная сеть от hh.ru