🚢 Китайский юань укрепляет позиции в судовом финансировании, бросая вызов долларовой гегемонии.
Мировая морская отрасль традиционно номинируется в долларах США: стоимость судов, фрахтовые ставки, цены на топливо, зарплаты экипажей и портовые сборы. Это даёт США значительные рычаги влияния, включая санкции, фактически отрезающие компании от глобальной долларовой экосистемы.
Однако Пекин постепенно наращивает роль юаня в международном судовом финансировании. В августе 2025 года крупнейший мировой лизингодатель контейнерных судов Seaspan Corporation заказал 12 контейнеровозов вместимостью 9 000 TEU в юанях, на сумму CNY 8,7 млрд ($1,2 млрд). Контракты заключены с верфями, подконтрольными China State Shipbuilding Corporation (CSSC), при финансировании со стороны ICBC Leasing. Это уже вторая подобная сделка Seaspan: в октябре 2024 - компания подписала соглашение о строительстве 6-ти контейнеровозов вместимостью 13 600 TEU также в юанях.
Стратегия Пекина «Made in China + China Financed» формирует новый тренд — интернационализация юаня через судовое финансирование и торговлю сырьём. В 2023 г сделки в юанях на мировом рынке сырья (железная руда, СПГ, нефть) достигли $276 млрд в эквиваленте, что на 50% выше уровня 2022 года.
Хотя доллар остаётся доминирующей валютой (около 50% всех глобальных платежей), доля юаня растёт: с 2% в 2019 году до 4% в 2025-м. Китай системно продвигает юань как альтернативу доллару в судостроении, логистике и мировой торговле, используя финансирование как ключевой рычаг.
📌 Seaspan Corporation основана в 2005 году, штаб-квартира — Гонконг. Компания является крупнейшим в мире владельцем и оператором контейнерных судов на условиях долгосрочного чартерного фрахта. Контролируется через холдинг Atlas Corp., мажоритарные акционеры — инвест.группа Fairfax Financial Holdings и фонд David Sokol’s Stonepeak Infrastructure Partners.