Длиннопост для размышлений перед сном о судьбах художественного слова.

Сейчас происходит заметный передел рынка, начавшийся ещё в 2022 году. Военная операция против украинской террористической группировки сорвала многие маски и привела к сильным изменениям. Чтобы понять происходящее, стоит пройти по порядку.

🇷🇺 Внутри страны

Государство осознало, что с литераторами нужно работать. Сначала начались бешеные вливания в Ассоциацию союзов писателей и издателей под руководством депутата-писателя Сергея Шаргунова, зятя советника президента по культуре Владимира Толстого. Но ни Шаргунов, ни Толстой не смогли выстроить эффективную культурную повестку. После выборов, Владимир Путин сформировал новый состав, куда Толстой не вошел. В начале 2025 года Ассоциация объявила о завершении работы.

Следом ушёл в тень Шаргунов, а экс-министр культуры Владимир Мединский возглавил Союз писателей России. Организация попыталась насильно объединить писательское сообщество. Вышло не совсем. Писатели не захотели сливаться в один Союз. Между тем под начало Мединского перешел Центральный дом литераторов в Москве, а недавно портал «Литературная Россия» сообщил: дачи в Переделкине тоже переданы под ведомство СП России. Уж не знаю, как 46 домиков делить между 8 000 членов союза. Да и кому они нужны? В одном Заходер писал в туалете маркером, в другом Пастернак плевал в потолок. Старые коммуникации, старые заборы – пирова победа, требующая денег и хозяйственников.

Параллельно формируется и новый класс «внутренних изгнанников». Например, Союз писателей Москвы уже открыто говорит о притеснениях. Глава СП Москвы Евгений Сидоров заявил: «Мы не будем унывать, не будем делать резких движений и ложиться на рельсы…». Кстати, Сидоров тоже бывший министр культуры. Мир переменчив, да?

🌍 Внешний рынок

Октябрьская Франкфуртская книжная ярмарка показала, что российские издательства по-прежнему хотят печатать иностранных писателей, а иностранцы не против. Но воротят нос: мол, кого-то издавали без полного его согласия. Как пишет редактор Евгений Рыкалов, это «огромное чёрное пятно на репутации всего русского рынка».

Тем временем за рубежом снова оживает тамиздат. Книги диссидентов печатают, чтобы «образумить» население за «железным занавесом». Было так и в СССР, когда писатель публиковался за пределами Родины. Теперь занавеса нет, а релоканты скорее вызывают брезгливую досаду.

Подробно о том, как ведется эта работа я уже писал. Все тривиально.

Происходящее вокруг литературных союзов понятно. Пытаются зачистить поле, да сделать один «правильный союз». Но это приведет лишь к играм в казаков-разбойников: новым «Тарусским страницам», СМОГистам, Клубу Кочеткова – когда будет формироваться нигилизм государственности из-за бюрократической глупости. А затем, гласность, перестройка и очередной гулаговец отрастит бороду как у Льва Толстого, да пойдет морализаторстовать.

Да и какого цвета было огромное пятно на зарубежном книжном рынке, решившим подгадить русскому? Ущемление наших авторов на международных площадках – прямое нарушение конкурентного права. Отказ пролонгировать лицензии на издательства и вовсе можно расценивать, как повод для судебных разбирательств. Хотя, как по мне, у нас есть свои писатели, не хуже западных.

В общем, интрижки, скандальчики, разбирательства…

Многие считают эту пустую трату времени вполне приятной стороной литературной жизни. Но не лучше ли работать на читателя? Уверен, в эпоху интернета, каждый сам решит что и кого ему читать. Лишь бы, человеку не показывали на дерьмо, уверяя, что это конфета.

P.S. Этот пост должен был появиться раньше, но отвлекли звонком с очередными рассказами об ужасах и призывами что-то поддержать. Никого поддерживать не стану. Единства в писательских кругах никогда не было. А вот солидарность и взаимоуважение сформировали всю нашу классику. Рекомендую метиться именно туда.

⭕️ Это Митрохин | Современные записки

#оделах #писательство #писательскиебудни #редактура #книжныйблог #книжныйклуб

__ В этом посте были ссылки, но мы их удалили по правилам Сетки