Распространённые ошибки при сведении клавишных

Распространённые ошибки при сведении клавишных, о которых нельзя забывать 🎹


Клавишные — обширная категория инструментов, которую во время сведения часто упускают из вида. Когда же внимание доходит до клавиш, большинство музыкантов смотрят на них аналогично гитарам и басу, и, как следствие, допускают ошибки, приводящие к неудовлетворительным результатам сведения.

Клавишные определяют десятки разнообразных инструментов. В эту категорию относятся как традиционные пианино и рояль, так и более современные электропианино и синтезаторы. При этом, несмотря на включение в одну группу, инструменты обладают совершенно разным звучанием.

По какой-то причине (никому неизвестной) клавишные инструменты всегда остаются на периферии внимания музыкантов. И хотя их популярность в современной музыке высока — в том или ином виде клавишные встречаются практически в каждой песне, — о них вспоминают только после гитар, баса, ударных и вокала.

Когда дело доходит до сведения клавишных, музыканты зачастую ведут его по остаточному принципу. Руководствуясь принципом «сейчас как-нибудь уложу в микс», люди сводят клавиши так, как получится, и допускают ошибки, которые портят итоговый микс.

1. Использование неподходящего компрессора

Клавишные — большой пласт инструментов, отличающихся разным диапазоном и тембром звучания. Каждый инструмент, будь то традиционное пианино или эмбиент-синтезаторы, живёт в собственном диапазоне частот, о чём нужно помнить при работе с эквалайзером.

Одни инструменты обладают более выраженным низом, другие — серединой, третьи — серединой и верхом, поэтому обработка клавишных требует индивидуального подхода. То, что хорошо для рояля, не подойдёт для пианино, а то, что хорошо для пианино, будет несовместимо с электроорганом.

Из-за разнообразия звучания однополосный компрессор может достойно управляться со средними частотами, но вместе с тем недожимать низ, из-за чего он будет перекрывать собой остальной микс. Возможна и обратная ситуация, при которой сжатие низких частот непроизвольно задавит середину и сделает микс недостаточно ясным.

При работе с клавишными лучше использовать многополосные и динамические компрессоры. Такие устройства позволяют более точно управлять компрессией, определяя не только как будет сжиматься сигнал, но также когда и на каких отрезках частотных диапазонов это произойдёт.

Тем не менее полностью отказываться от однополосных аппаратов не стоит — многое здесь зависит от содержания партии клавишных. Если клавиши исполняют только мелодическую роль, проигрывая несложную линию раз в несколько тактов, но сжать их можно и обычным компрессором. Если же клавиши аккомпанируют наравне с другими инструментами, то сжимать их лучше многополосной обработкой.

2. Переизбыток реверберации

Обработка клавишных реверберацией — это область, в которой соблазнительно легко пересечь черту и зайти слишком далеко. Небольшая реверберация — это всегда хорошо, ведь сухие пианино или рояль зачастую звучат безжизненно в миксе. В таком случае, почему бы не навернуть ещё немного ревера?

Правило «меньше — больше» как никогда справедливо в случае с обработкой клавишных ревербератором. Короткой аккуратной реверберации с лёгкими откликами будет более, чем достаточно, чтобы насытить инструмент нужным объёмом.

Большинство клавишных виртуальных инструментов и библиотек оснащаются собственным эффектом реверберации. Несмотря на то, что обработка придаёт звуку нужной «живости» прямо из коробки, встроенный эффект лучше отключить. Управлять реверберацией лучше на отдельной шине, при этом обработку стоит вести с учётом всего микса в целом.

Суть обработки клавишных ревербератором не в том, чтобы залить аранжировку откликами клавиш, а в том, чтобы сделать их звучание сочным в контексте всего микса.

Единственное исключение из правил — сольные фортепианные композиции. Такие произведения предполагают просторный микс, целиком и полностью отведённый под клавишный инструмент, поэтому для заполнения пространства можно не скупиться на реверберацию. #vst #flstudio