Распространённые ошибки при сведении клавишных 2
Единственное исключение из правил — сольные фортепианные композиции. Такие произведения предполагают просторный микс, целиком и полностью отведённый под клавишный инструмент, поэтому для заполнения пространства можно не скупиться на реверберацию.
Тем не менее перегибать тоже не стоит: несмотря на то, что клавишные не конкурируют с другими инструментами за пространство микса, растворять их в откликах и отзвуках не стоит.
3. Игнорирование стереопанорамы
Грамотное панорамирование и расположение инструментов в стереопространстве — залог успешного микса. Каждому инструменту нужно выделить собственное место внутри композиции, в котором он, оставаясь хорошо заметным на общем фоне, не будет мешать остальным участникам аранжировки.
Допустим, в аранжировке живут несколько партий клавишных, звучащих в одном частотном диапазоне. Инструменты, конечно же, мешают друг другу и конкурируют за пространство микса. И хотя очевидным решением в этой ситуации будет эквализация, обработка спектра
Логично, что устранить конкуренцию между ними можно эквалайзером, подрезав и усилив определённые диапазоны партий. Однако по итогам обработки тембральные изменения в звучании клавиш могут быть довольно серьёзными, что приведёт к сильному изменению характера звука, из-за чего клавиши перестанут звучать как клавиши.
Вместо того, чтобы сразу хвататься за эквалайзер, попробуйте добиться большего различия между звучанием инструментов без изменения характера звучания. Например, с помощью разведения партий в разные стороны стереополя.
Жёсткого панорамирования не нужно, всё-таки речь идёт не о даблтреке. Для разведения клавишных достаточно сдвига на 20-40% вправо и влево с последующей лёгкой (это важно!) обработкой эквалайзером. #vst #flstudio