Правила панорамирования 2
Хорошо, мы рассмотрели с вами работу с одной бэк-вокальной партией. Но как быть, если их больше? Например, две, три или четыре?
Здесь самое главное не панорамировать две разные по тесситуре бэк-вокальные партии просто «одну — влево, вторую — вправо». Так с высокой долей вероятности вы получите кривой стереобаланс, даже если партии будут идти параллельно с основной. Такое панорамирование разных партий возможно и уместно только в тех случаях, когда они (партии) не параллельны основному вокалу или друг другу. Тогда распределение «одну — влево, другую — вправо» улучшит читаемость каждой и позволит избежать вокальной «каши».
Два разных по тесситуре, но одинаковых ритмически бэк-вокала также как и один можно располагать вместе с основным вокалом в центре. Это дает весьма интересное звучание.
Однако если партий больше двух то лучше использовать технологию дабл-трекинга и размещать партии таким образом, чтобы более низкие располагались ближе к центру, а более высокие наоборот — дальше от него.
При этом корректировать удаленность партий от центра нужно так, чтобы не было «каши» в центре и не было «эффекта отдельности». Звучание должно быть связанным, монолитным и в достаточной степени объёмным.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели с вами, пожалуй, все самые главные принципы панорамирования основных музыкальных инструментов и вокала.
В завершении статьи хочется ещё раз отметить, что законов панорамирования не существует, равно как и не существует законов применительно к процессу сведения вообще. Но не забывайте, что есть правила, советы и рекомендации которые я давал вам в этой статье.
Безусловно, никто не может запретить вам нарушить любое из этих правил, если в этом возникнет необходимость.
Если вы считаете, что в вашем случае будет уместно панорамировать бас-гитару влево, хай-хет по центру, а бас-бочку вправо — да, пожалуйста! Ведь вполне может оказаться, что такое, на первый взгляд бредовое и полностью противоречащее правилам панорамирование, даст очень интересный эффект.
Конечно, звукозапись в целом и сведение в частности — наполовину творческий процесс, в котором любые правила могут быть как угодно нарушены.
Но всё же, стоит иметь в виду, что все те правила, которые были изложены в данной статье, придумал не я и не кто-либо другой. Их вообще никто не придумывал — они сформировались с течением времени, постепенно, в процессе развития сферы звукозаписи.
Поэтому «бочку следует панорамировать в центр» не потому, что так сказал великий звукорежиссер N, а потому, что так просто лучше звучит. Вот и всё.
Желаю вам успехов в сведении и формировании отличных стереокартин! #vst #flstudio