Заблуждение о "процентной отечественности"

Есть устойчивый миф: чтобы устройство было по-настоящему отечественным, все его детали, от винта до процессора, должны быть сделаны в одной стране. Но в современном мире так не работает уже давно.

Правда в том, что «отечественность» технологии определяется не географией производства, а интеллектуальным суверенитетом.

Что это значит на практике? Главное — это контроль над ключевыми составляющими:

1. Проект и архитектура: Кто придумал, как эта штука работает?

2. Интеллектуальная собственность: Кому принадлежат патенты на технологии, дизайн и софт?

3. Управление цепочкой создания стоимости: Кто принимает стратегические решения: что производить, у кого и на каких условиях?

4. Бренд и экосистема: Кто является конечным бенефициаром, кто отвечает перед потребителем?

Страна происхождения конкретного чипа, дисплея или аккумулятора — это вопрос логистики и экономической целесообразности, а не национальной принадлежности продукта.

Сегодня мы заказываем компоненты в одной стране, завтра — в другой, потому что там построили более современный завод или замена поставщика была продиктована экономическими или политическими причинами. Это нормально.

Например, компания Apple (США) гордо указывает надпись "Designed by Apple in California". И это главное. При этом процессоры (мозг устройства) производятся в основном на заводах тайваньской TSMC. Сборка происходит на гигантских заводах тайваньской Foxconn в Китае.

А вот дизайн, операционная система iOS, архитектура чипов, экосистема — это интеллектуальная собственность американской Apple. Именно это делает iPhone американским продуктом, а не китайским или тайваньским.

Boeing (США) (символ американской авиации) — это сборка компонентов со всего мира. Крылья могут производиться в Японии, части фюзеляжа в Италии, и так далее. Но проектирование, интеграция сложнейших систем, сертификация и конечная ответственность лежат на США. Это делает Boeing американским.

Samsung, являясь южнокорейским гигантом, хоть и обладает огромными собственными мощностями, но также активно закупает компоненты. Он может использовать процессоры собственного дизайна, но произведенные на тайваньской TSMC, или камеры от японской Sony. При этом контроль над исследованиями и разработками, дизайном и брендом остается у Южной Кореи.

Что это значит для нас? Попытка замкнуть абсолютно всю цепочку производства внутри одной страны в XXI веке — это не путь к суверенитету, а путь к технологической изоляции и отставанию. Мировые лидеры давно это поняли.

Быть отечественным — значит:

1. Иметь компетенции, чтобы спроектировать конкурентный продукт.

2. Владеть технологиями и патентами на его ключевые компоненты.

3. Уметь интегрировать лучшие мировые комплектующие в свое изделие.

4. Нести ответственность за конечный продукт и его развитие.

Страна, где был выплавлен металл или распаян чип, — это лишь страница в его паспорте. А гражданство продукта определяет его интеллектуальное сердце, дух и ответственность.

#технологии #производство #инновации #импортозамещение #отечественнаяразработка #логистика #apple #boeing #samsung

Заблуждение о "процентной отечественности" | Сетка — социальная сеть от hh.ru